1. Решение проблемы повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг (далее именуются - услуги), исполнения государственных и муниципальных функций является приоритетной задачей на текущем этапе развития системы государственного и муниципального управления как для Российской Федерации в целом, так и для Челябинской области в частности.
Проблема повышения качества и доступности услуг носит комплексный характер и затрагивает различные аспекты государственного и муниципального управления в данной сфере. Среди них наибольшую актуальность в Челябинской области на данном этапе имеют:
предоставление государственных и муниципальных услуг органами исполнительной власти Челябинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области;
внедрение технологий представления государственных и муниципальных услуг с использованием межведомственного взаимодействия и оказание услуг в электронном виде;
организация предоставления необходимых и обязательных для получения государственных и муниципальных услуг и взимание обоснованной платы за их оказание;
организация предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
исполнение контрольно-надзорных и разрешительных функций органами исполнительной власти Челябинской области;
предоставление услуг учреждениями в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и спорта, а также прочими организациями негосударственного сектора.
2. К настоящему моменту Правительством Челябинской области уже реализованы базовые мероприятия в рамках общего для Российской Федерации направления модернизации системы предоставления государственных и муниципальных услуг в том числе:
сформирован Перечень государственных услуг (функций) Челябинской области, предоставляемых органами исполнительной власти Челябинской области (утвержден распоряжением Губернатора Челябинской области от 06.06.2011 года N 549-р);
действует Портал государственных услуг Челябинской области;
утверждены нормативные правовые акты по вопросам разработки и утверждения административных регламентов;
разработаны административные регламенты по большинству государственных услуг (функций), оказываемых органами исполнительной власти Челябинской области.
Ключевой мерой, направленной на повышение качества и доступности услуг, оказываемых органами исполнительной власти Челябинской области, органами местного самоуправления стало создание Многофункциональных центров предоставления государственных, в том числе в рамках областной целевой программы "Повышение качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Челябинской области в 2010 - 2011 годах", утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 20 ноября 2009 года N 303-П (с изменениями от 27.10.2010 года N 206-П).
К моменту завершения реализации Программы охват населения многофункциональными центрами оказания государственных и муниципальных услуг составил порядка 30 процентов, в связи с чем целесообразно ввести дополнительные многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в тех муниципальных образованиях, где эта практика еще не была внедрена, в то время как спрос на предоставление государственных услуг со стороны населения и организаций значителен.
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг должен стать ключевой формой предоставления любых публичных услуг на территории Челябинской области и единственным местом приема заявителей и предоставления им конечного результата государственной или муниципальной услуги - справки, лицензии, разрешения, субсидии, удостоверения.
В основу работы МФЦ положен принцип "одного окна", который предполагает единое место приема, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам и организациям при оказании им услуг. Основным препятствием для перехода к оказанию всех услуг по принципу "одного окна" является отсутствие механизма межведомственного взаимодействия, создание которого требует решения вопросов как нормативного, так организационного и технологического характера. Это касается предоставления услуг не только на базе МФЦ, но и непосредственно органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.
3. Несмотря на продвижение Челябинской области по указанным направлениям модернизации системы управления услугами, по-прежнему сохраняются проблемы, вызванные инертностью сформировавшейся системы.
Следует отметить проблему взимания не всегда обоснованной платы при предоставлении государственных (муниципальных) услуг, а также необходимых и обязательных услуг. Статьей 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых возможно предоставлять государственные (муниципальные) услуги на возмездной основе, - это наличие государственной пошлины, установленной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо прямое указание на платность услуги, содержащееся в федеральном законе, регулирующем деятельность в соответствующей сфере. Одновременно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо разработать и утвердить порядок взимания платы при предоставлении необходимых и обязательных услуг.
С целью реализации перечисленных норм в Челябинской области необходимо провести инвентаризацию услуг, оказываемых за плату, а также определить унифицированный механизм определения размера платы за оказываемые необходимые и обязательные услуги.
4. Особую значимость с точки зрения создания административных барьеров для организаций представляет выполнение органами исполнительной власти Челябинской области контрольно-надзорных и разрешительных функций. В этой связи требуется обеспечить, с одной стороны, эффективность государственного контроля и надзора с точки зрения соблюдения организациями при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории Челябинской области требований действующего законодательства, с другой - устранить избыточное регулирование, препятствующее ведению законного бизнеса. Данная задача может быть решена за счет пересмотра контрольно-надзорных полномочий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, повышения степени информированности подконтрольных субъектов о требованиях законодательства и проводимых проверках, совершенствования системы исполнения вынесенных предписаний об устранении нарушений и системы исполнения наказаний.
5. Особую значимость на текущий момент приобретают проблемы предоставления услуг государственными и муниципальными учреждениями Челябинской области. Прежде всего, это касается учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и спорта.
Регулирование качества услуг, оказываемых данными учреждениями, носит системный характер. В этой связи требуется решить вопрос экономической заинтересованности поставщиков услуг в повышении качества услуг, а также обеспечить эффективное использование ресурсов: кадровых, материальных, финансовых.
6. Одним из основных недостатков сложившейся системы управления предоставлением услугами в Челябинской области является отсутствие полноценной системы мониторинга качества и доступности государственных (муниципальных) услуг.
Задача повышения качества и доступности государственных (муниципальных) услуг не может носить единовременный характер. В связи с этим потребуется внедрить систему, которая позволит на постоянной основе проводить оценку уровня удовлетворенности получателей услуг, уровня качества предоставления услуг, выявлять сложившиеся недостатки предоставления услуг и принимать меры, направленные на повышение качества предоставления услуг.
Принятие решений о совершенствовании процедур предоставления услуг должно наиболее полно удовлетворять потребностям непосредственных получателей услуг.
7. Решение рассмотренных проблем представляется целесообразным с использованием программно-целевого метода. Преимущества программно-целевого метода определяются, прежде всего, применением проектного подхода, который будет использован при решении поставленных задач. Данный подход предполагает наличие единой системы сбора и анализа информации об уровне оказания государственных и муниципальных услуг на территории Челябинской области, определении территориального размещения сети МФЦ и оценке воздействия реализуемых мероприятий на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
Проектный подход включает также детальное календарное планирование, сопоставление альтернативных вариантов достижения желаемых результатов, принятие мер по повышению качества исполнения, постоянный мониторинг и оценку результатов отдельных мероприятий.