Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2015 ГОДА


 Анализ экономического развития Челябинской области


10. Оценка состояния экономической среды основывается на следующих показателях:

валовой региональный продукт (далее именуется - ВРП) на душу населения, отражающий уровень развития экономики, который в существенной мере определяет масштабы производства и потребления ИКТ;

среднегодовые темпы прироста физического объема ВРП в 2005 - 2009 годах, характеризующие темпы роста экономики, которые в значительной мере влияют на динамику электронного развития региона;

доля затрат на питание в структуре расходов домохозяйств на конечное потребление, отражающая потенциальную покупательную способность населения в отношении товаров и услуг, связанных с ИКТ.

ВРП на душу населения в Челябинской области - 186,7 тыс. рублей, при этом общероссийское значение - 314,7 тыс. рублей.

Средние ежегодные темпы прироста ВРП - 103,9 процента. Среднероссийское значение показателя равно 104,1 процента.

Отставание показателей от общероссийского уровня, по данным Министерства экономического развития Челябинской области, связано с объемом промышленного производства, занимающим 42,8 процента ВРП. На докризисные уровни показателей (2008 год) планируется выйти только к 2013 году. Макроэкономическими факторами, снижающими темпы развития промышленности, являются цены на черные и цветные металлы, которые ниже докризисного уровня. Среди внутрироссийских факторов можно отметить рост внутренних цен на электроэнергию, газ, грузовые перевозки железнодорожным транспортом и рост налоговой нагрузки на бизнес с целью снижения бюджетного дефицита.

Показатель доли продуктов питания в конечном потреблении домохозяйств отражает уровень экономического развития региона и покупательную способность населения: возможности, которые остаются у домохозяйств после наиболее жизненно необходимых затрат, а именно затраты на питание и на другие расходы, в том числе на ИКТ. Из экономических показателей этот показатель имеет наиболее высокую корреляцию с использованием ИКТ в регионе. В Челябинской области этот показатель равен 29,6 процента, что меньше общероссийского уровня в 36,2 процента.

Среднемесячная заработная плата в начале 2011 года составляла 18964 рубля, что немного ниже среднего общероссийского уровня в 22277 рублей. Планируется ежегодный прирост реальной заработной платы в Челябинской области в размере 1,6 - 5,3 процента.

Текущая ставка рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации на уровне 8,25 процента (с 03.05.2011 г.) является достаточно низкой и может быть достаточным индикатором для инвестирования крупных денежных средств в современные высокотехнологичные отрасли информационных технологий. Челябинская область обладает большим научно-техническим потенциалом для развития экономики области в этом направлении.

11. В соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Челябинской области на 2012 - 2014 годы рост цен (тарифов) на услуги предварительно прогнозируется следующим образом:

 Наименование                    

 Рост тарифов,

 процентов      

 2012

 год  

 2013

 год  

 2014

 год  

Электроснабжение                                    

 113,0

 112,0

 110,0

Теплоснабжение                                      

 115,0

 115,0

 115,0

Водоснабжение и водоотведение                       

 115,0

 115,0

 115,0

Природный газ                                       

 115,0

 115,0

 115,0

Услуги почтовой связи                               

 117,0

 117,0

 112,0

Услуги местной телефонной связи                     

 106,8

 106,5

 106,2

Среднегодовой индекс потребительских цен (для

индексации расходов на питание, медикаменты,

транспортные услуги в составе расходов на

обеспечение деятельности областных казенных

учреждений и органов государственной власти)        

 106,0

 105,9

 105,2


Таким образом, услуги местной телефонной связи на фоне остальных тарифов растут незначительно, поскольку прогнозируется дальнейшее усиление конкуренции среди операторов связи, развитие рынка как стационарной телефонной связи, так и мобильной. Большая величина роста стоимости услуг почтовой связи связана с тем, что федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" является монополистом в отрасли, а также с большим планируемым объемом инвестиций в ИКТ-составляющую почтовой связи.