Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2015 ГОДА


VIII. Социально-экономический эффект реализации Концепции


82. При оценке эффекта, достигаемого при выполнении Концепции, целесообразно учитывать ее отличительные особенности.

В Концепции рассмотрены вопросы экономической, технической и социальной направленности, для оценки эффективности решения которых могут использоваться показатели разных категорий. Поэтому чтобы обосновать целесообразность выделения средств на реализацию Концепции, следует учитывать эффекты разных категорий: экономический, технический, социальный и другие. При этом некоторые из мероприятий приводят к достижению сразу нескольких эффектов.

83. Главный интегральный эффект, которого предполагается достичь в результате реализации Концепции, состоит в повышении качества жизни населения Челябинской области за счет более широкого внедрения современных ИКТ в повседневную жизнедеятельность. Это понятие охватывает характеристики и показатели уровня жизни как экономической категории, условия труда и отдыха, жилищные условия, социальную обеспеченность и гарантии, охрану правопорядка и соблюдение прав личности, природно-климатические условия, показатели сохранения окружающей среды, наличие свободного времени и возможности использовать его для улучшения личного и общественного благосостояния, субъективные ощущения покоя, комфортности и стабильности.

Таким образом, рассматривая качество жизни населения как интегральный показатель для оценки эффективности реализации Концепции, целесообразно все выполняемые мероприятия по достигаемому эффекту разбить на основные группы: экономические, технические, социальные.

84. Основной экономический эффект будет состоять в содействии повышению производительности труда и темпов роста экономики региона.

Повышение производительности труда приведет к увеличению количества свободного времени, которое будет посвящено досугу, а доступ к современным ИКТ позволит более качественно удовлетворять информационные потребности населения.

85. Мероприятия Концепции по развитию информатизации всех уровней государственного управления и местного самоуправления обеспечат кардинальное ускорение процессов информационного обмена как внутри общества и бизнеса, так и между гражданами и государством. Следствием этого станет повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, создание принципиально новых возможностей для мониторинга процессов в экономике и обществе и принятия своевременных решений по регулированию этих процессов.

Косвенным индикатором будет служить рост количества жителей Челябинской области, получивших сертификат электронной цифровой подписи.

Концепция позволит за счет наращивания информационных ресурсов и распространения ИКТ на новые сферы жизнедеятельности создать дополнительные стимулы к использованию ИКТ как бизнесом, так и населением.

Внедрение современных информационных технологий в организацию работы министерств, ведомств и других органов власти позволит сократить издержки на государственное управление. Целевым индикатором информатизации работы органов управления может выступать доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота. Важным фактором повышения эффективности Концепции в части информатизации государственного управления и местного самоуправления станет разработка в рамках блока управления Концепцией научно обоснованных методик оценки эффективности применения ИКТ в государственных органах власти и местного самоуправления, в частности методики оценки эффективности правительственных и иных государственных Интернет-сайтов.

Большое значение будет иметь создание единого информационного пространства на всей территории Челябинской области. Интеграция отдельных государственных и муниципальных информационных ресурсов в единую систему позволит радикально сократить возможности для хозяйственных махинаций, нарушения законов, уклонения от налогов и другого. Эффект от реализации Концепции в этой сфере будет выражаться в повышении собираемости налогов и сокращении потерь от экономических преступлений. Поскольку данные последствия тесно связаны с проведением других организационных мероприятий и общего совершенствования работы органов управления, количественная оценка эффекта от реализации Концепции в этой части затруднена.

Создание единой системы сбора, передачи и обработки информации существенно повысит возможности скоординированных действий силовых структур и будет способствовать повышению безопасности как региона, так и страны в целом.

В сфере бизнеса предусматриваемые Концепцией меры по ускорению распространения современных способов передачи информации и внедрению электронного документооборота приведут к сокращению времени на осуществление сделок, взаимодействие с государственными органами власти, органами местного самоуправления и, в конечном счете, к сокращению транзакционных издержек, повышению конкурентоспособности региональных предприятий. Косвенным индикатором для оценки этих процессов может выступать доля предприятий, использующих сеть Интернет для осуществления электронных расчетов с потребителями.

Реализация Концепции создаст необходимые и достаточные условия для ускоренной интеграции Челябинской области в мировую систему коммуникаций и стандартов, будет способствовать расширению присутствия Российской Федерации в глобальной информационной сети, а также спектра направлений и масштабов участия Российской Федерации в международном разделении труда.

86. Развитие ИКТ создаст предпосылки для преодоления экономического отставания отдельных территорий Челябинской области, обеспечит равные возможности доступа населения независимо от места проживания не только к широкому кругу источников разнообразной информации внутри региона, но и ко всем мировым информационным ресурсам. Развитие ИКТ потенциально позволит большому числу граждан дистанционно получать медицинские, юридические и иные виды консультационных услуг, существенно повысит возможности дистанционного обучения и повышения квалификации. Это будет важным шагом на пути к развитию демократии и к реальному обеспечению равных прав всех граждан в области информации. Индикатором выступает доля домохозяйств, имеющих доступ к сети Интернет.

На базе развития современных методов информационного обмена между государством и обществом будут созданы принципиально новые возможности для обеспечения информационной открытости и гласности принятия решений, для повышения уровня доверия и взаимодействия между обществом и государством.

В целом реализация Концепции позволит достичь существенного роста конкурентоспособности Челябинской области за счет снижения издержек и повышения качества продукции и услуг, повысит эффективность и демократичность государственного управления на всех уровнях, в том числе и на местном уровне, обеспечит рост качества жизни населения. Зарубежный опыт показывает, что от 30 до 50 процентов роста валового внутреннего продукта может обеспечиваться развитием и распространением ИКТ.

87. Вместе с тем задачи Концепции не сводятся только к экономическим. Основной технический эффект будет состоять в повышении объема и скорости использования информации и в более интенсивном развитии наукоемких производств, связанных, прежде всего, с внедрением ИКТ.

Создание условий для ускорения процессов внедрения современных информационных технологий во все сферы общественной жизни и бизнеса не имеет альтернатив, поскольку только опережающие темпы в этой области позволят Челябинской области сократить отставание от развитых субъектов Российской Федерации в сфере использования ИКТ.

При этом социально-экономическая эффективность (понимаемая как отношение результативности к затратам) будет выражаться в следующих показателях:

повышение инвестиционной привлекательности Челябинской области;

развитие инновационного бизнеса региона;

расширение спектра предоставляемых населению услуг;

продвижение продукции региона на российский и международный рынки;

создание эффективной взаимосвязи образования, науки и производства в сфере ИКТ в регионе;

продвижение региона как производителя интеллектуального продукта;

обеспечение условий для участия региона в международных программах;

формирование экспортной политики региона;