Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2015 ГОДА


Анализ основных тенденций развития ИКТ


29. Во всем мире идет активное развитие ИКТ. Увеличение производительности оборудования, объемов хранимой информации и пропускной способности каналов связи приводит к снижению стоимости компонентов, стоимости единицы хранения и передачи данных.

В последние два года одной из самых обсуждаемых специалистами в ходе мероприятий самого разного уровня и направленности была тема "облачных" вычислений. Одним из основных вариантов использования "облачных" вычислений в государственных и муниципальных учреждениях в Челябинской области является совместное предоставление информационно-технологических (далее именуется - ИТ) услуг и услуг связи через государственных региональных операторов связи, которые одновременно могут быть провайдерами "облачных" вычислений.

Передовые регионы уже стали осознавать преимущества консолидации и централизации ИТ-инфраструктуры путем создания дата-центров и использования средств виртуализации, что является первым шагом к построению облачных вычислений. На сегодняшний день стало очевидно, что грамотно оптимизированная, продуманная ИТ-инфраструктура, спроектированная с использованием технологий виртуализации и направленная на автоматизацию бизнес-процессов, не только повышает эффективность, но и позволяет высвободить ресурсы для развития и внедрения инноваций. Использование облачных технологий во многом снижает ИТ-затраты и повышает качество услуг и сервисов.

Министерство информационных технологий и связи Челябинской области рассматривает "облачные" вычисления в качестве стратегии предоставления государственных услуг, а также инструмента для консолидации всех существующих потребностей органов исполнительной власти Челябинской области в ИТ-инфраструктуре в едином "облаке".

30. Планируется интегрировать в единую сеть все существующие сервисы и автоматизированные системы органов государственной власти. Такая интеграция многократно повысит доступность сервисов для органов государственной власти Челябинской области, повысит их качество за счет централизованного управления и администрирования и многократно понизит стоимость.

Существуют некоторые нерешенные технические вопросы и несостыковка новых технологий с действующей нормативной базой:

дорогостоящая реализация многократно возрастающих требований к отказоустойчивости центров обработки данных и каналов передачи информации;

использование "облачного" сервиса в системе, где обрабатываются персональные данные;

оценка надежности применяемых механизмов защиты информации;

оценка уровня защиты сервиса от атак, вызывающих отказ в обслуживании;

оценка рисков и распределение ответственности за них между заказчиком и исполнителем.

Сервис, открывающий доступ к созданию и хранению документов, мог бы решить проблему приобретения и обслуживания программного обеспечения в государственных учреждениях, а также снизить размеры лицензионных отчислений на офисное программное обеспечение.

В "облаке" могли бы эффективно работать системы государственного и муниципального управления Челябинской области: финансового управления, управления целевыми программами, планирования и мониторинга социально-экономического развития. На основе "облачных" технологий можно создать системы автоматизированного управления во всех сферах деятельности. Так, в образовании по данной технологии должны работать такие сервисы, как электронный дневник, электронная учительская и система управления школой; в здравоохранении - медицинские информационные системы, включающие ведение электронных медицинских карт и система управления больницей; в социальной защите - персонифицированный учет мер социальной поддержки. Также специализированные "облачные" решения могут быть созданы для реализации информационных систем, используемых в управлении культурой, строительством и другие.

31. Основой для использования "облачных" технологий служат специализированные центры обработки данных (далее именуется - ЦОД). Высокая стоимость владения ЦОД привела к расслоению в подходах к их организации. Одним из возможных подходов может быть строительство в регионе федерального центра обработки данных мощностью не менее 1600 серверных стоек.

На базе ЦОД возможна реализация областного проекта "Электронное правительство", который подразумевает перевод государственных муниципальных услуг в электронный вид. Кроме того, создание ЦОД может способствовать развитию интеллектуальных систем управления городскими ресурсами, инфраструктурой, а также безопасности дорожного движения в регионе. Использовать мощности ЦОД смогут также коммерческие организации.

32. Одним из ключевых элементов "облачных" технологий можно отметить модель SaaS. Пользователям модели (физическим и юридическим лицам) не надо тратить огромные средства на создание собственных серверов и центров обработки данных, на оплату лицензионного программного обеспечения, на содержание квалифицированного персонала. Можно приобретать готовые пакеты SaaS, то есть брать в аренду ИТ-приложения.

Рынок услуг SaaS в Российской Федерации только формируется, крупных игроков нет, как нет и абсолютно надежной и достаточно недорогой Интернет-связи. Тормозящими факторами развития SaaS является малая осведомленность рынка в Российской Федерации о преимуществах использования программного обеспечения в аренду, недоверие к SaaS разработчикам, малое количество продуктов, предлагающихся по этой модели в Российской Федерации, а также то, что заказчики, обеспокоенные защитой своей информации, совершенно не доверяют провайдерам услуг.

Основным плюсом является то, что с помощью SaaS-модели клиент получает решение своих проблем/задач за приемлемые деньги и время.

Для органов государственной власти, как и для любой коммерческой организации, SaaS - самый экономически оправданный вариант использования программного обеспечения. Но в органах государственной власти нет такой тиражируемости решений, как в коммерческом секторе, и это не привлекает разработчиков в достаточном объеме. И все-таки для внедрения концепции SaaS в органах государственной власти открываются неплохие перспективы, так как SaaS делает возможным доступ к передовым информационным решениям региональных органов власти и органов местного самоуправления: поскольку SaaS-решения не имеют привязки к конкретному ПК, работать с базами данных можно везде, где есть Интернет. Одновременно решается и вопрос подготовленных кадров для обслуживания ресурсов органов государственной власти. Все обновления осуществляются в сети Интернет.

33. Указанные технологии возможно развивать на базе суперкомпьютерного центра Южно-Уральского государственного университета (далее именуется - СКЦ ЮУрГУ).

Данный вычислительный кластер производительностью 12,2 триллиона операций в секунду занимает 87 место в 37-й редакции рейтинга ТОП 500 самых мощных компьютеров мира и 3 место в 14-й редакции рейтинга ТОП 50 самых мощных компьютеров СНГ.

Таким образом, уровень технического оснащения говорит о большом потенциале Челябинской области в сфере исследований самых современных высокопроизводительных ИКТ.

Другим важным технологическим новшеством последних лет, которое получило массовое признание, стали социальные сети. В Российской Федерации число зарегистрированных пользователей социальных сетей составляет более 50 миллионов человек, из которых активны не менее 20 миллионов, и эта цифра регулярно увеличивается. Социальные сети могут быть одним из направлений интеграции граждан Российской Федерации в информационное общество. В таких сетях могут активно обсуждаться актуальные политические и социальные проблемы Челябинской области, может проводиться объективное голосование по важным вопросам, а у власти есть возможность изучить общественное мнение, стать ближе к населению.

34. Последние пять лет показали перспективы развития рынка мобильных технологий. С широким распространением мобильного Интернета изменились предпочтения потребителей. С появлением на отечественном рынке 3G решений произошло заметное перераспределение клиентов в пользу тех компаний, которые были готовы к запуску данной услуги. В ближайшие 5 лет возможно внедрение на территории Российской Федерации мобильных сетей формата 4G. Реализация проектов в сфере сетей 4G будет определяться активностью инвесторов. 2011 год оказался переломным, когда количество проданных мобильных ПК, планшетов и ноутбуков оказалось больше, чем настольных ПК. Сейчас на рынке доступно несколько мобильных платформ, стремительную популярность среди которых в последнее время приобретают операционные системы для мобильных устройств iOS и Android. Большое распространение беспроводных сетей широкополосного доступа в Интернет, рост производительности мобильных устройств, позволяющих решать все необходимые прикладные задачи, будет в дальнейшем снижать популярность настольных ПК и переводить их в разряд специализированной техники.

Таким образом, мы видим большие перспективы Челябинской области в направлении развития самых современных ИКТ. В настоящее время сложились наиболее благоприятные условия для реализации всех запланированных проектов по информатизации области. Они позволят сократить информационное неравенство между регионами, сформировать на территории Челябинской области современное информационное общество и вывести ее в лидеры среди регионов Российской Федерации.