Задача по переходу к инновационному типу развития страны в целом и Челябинской области в частности может быть выполнена лишь при условии выдвижения на ведущие роли сферы художественной культуры. Только человек, приобщенный к культурным ценностям, в состоянии в полной мере осознавать сложность мира, новаторски мыслить, одновременно обладая развитым нравственным чувством и способностью эффективно взаимодействовать с другими людьми.
В соответствии с Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации до 2020 года государственная политика в сфере культуры должна быть направлена на создание условий, благодаря которым активно формируется культурный и духовный потенциал личности и возможна его максимально полная реализация. От этого зависит повышение культуры общества в целом.
Задача органов государственной власти субъектов Российской Федерации - всячески стимулировать приобщение к культуре, воспитывать потребность в ней. Как и всякие потребности, потребность в культуре, будучи сформированной, имеет тенденцию к постоянному росту. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития сферы культуры в целом и ее отдельных отраслей.
Один из показателей повышения качества жизни населения состоит в обеспечении максимальной доступности культурных благ.
Исключительно важная роль в культурно-просветительской деятельности принадлежит искусству театра. История театрального дела аккумулирует уникальный духовный опыт, в высшей степени эффективную систему воспитания актера, новаторские режиссерские принципы, выдающиеся драматургические произведения и современную драматургию.
Вместе с тем, относясь к сфере культуры, театр является производством. Традиционный репертуарный театр - это стационарное помещение (здание) и многочисленный разноплановый коллектив. Лишь коллектив, где все звенья работают эффективно, способен представить потребителю качественный конечный результат - спектакль.
Обеспечить возможность посещения театра гражданином - значит формировать высокого уровня культурную среду в стране в целом, в регионе (области), в городе. В этом - приоритетная задача каждого театра, которую он решает при поддержке государственных органов управления культурой.
Опережающий рост государственного финансирования театров по сравнению с динамикой собственных доходов - объективная закономерность. Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире. Тем не менее финансирование театров - не что иное, как инвестиции в формирование человеческого капитала - главной ценности государства и важнейшего фактора экономического роста. Социологи отмечают, что притягательным для инвестиций становится только тот регион, город, страна, которые имеют развитую культурную среду, где есть популярные у зрителей и известные в других регионах и мире музеи, театры, оркестры.
Театральное дело должно обеспечить в предстоящем десятилетии не только сохранение достижений прежних лет, но и дать новые импульсы развитию театра и как виду искусства, и как социальному институту, отвечающему на актуальные запросы жителей региона.
Цель Концепции - определение путей и способов сохранения достижений сценического искусства, а в долгосрочной перспективе (2013 - 2020 годы) - обеспечение динамичного развития театрального дела как в традиционных формах, так и с использованием экспериментальных подходов, посредством адаптации имеющегося мирового опыта в этой сфере.
В соответствии с этой целью в Концепции на ближайший период времени и долгосрочную перспективу сформулированы следующие задачи развития театрального дела:
создание условий для развития театра как вида искусства, расширение разнообразия театрального предложения;
расширение доступности театрального искусства для различных групп населения;
поддержка развития современной драматургии и театральной критики.
Обеспечить решение этих задач должны следующие направления деятельности:
государственная и общественная поддержка различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив;
кадровое обеспечение театральной деятельности, соответствующее современным требованиям и потребностям;
совершенствование материально-технической базы имеющихся театральных зданий посредством реконструкции и приобретения модернизированного сценического оборудования;
совершенствование и развитие нормативно-правовой базы;
поддержка и стимулирование гастрольной деятельности на различных уровнях;
организация и проведение в Челябинской области достаточного количества театральных фестивалей и форумов;
привлечение к созданию новых театральных произведений ведущих российских и зарубежных мастеров (постановщиков, сценографов, художников и других);
создание условий для поддержки со стороны негосударственных структур творческих инициатив, различных форм и моделей организации театрального дела;
проведение мощных пиар-акций, направленных на формирование общественного интереса, и, как результат, повышенного зрительского спроса к профессиональному театральному искусству;
регулярное включение в репертуарный план экспериментальных спектаклей с привлечением дополнительных сценических площадок;
осуществление государственной поддержки гастрольной деятельности областных и муниципальных театров;
создание базы данных об имеющихся сценических площадках, которая поможет театрам планировать свои региональные гастроли, подбирая гастрольные мероприятия с учетом технических данных театральных и нетеатральных площадок;
организация системы повышения квалификации театральных работников, в том числе в виде творческих стажировок, для чего руководству театров следует ежегодно планировать направление специалистов на стажировки;