Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ ТЕХНОПАРКОВ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ПЕРИОД 2017 - 2019 ГОДОВ, КОМПЛЕКСА МЕР ПО СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ДЕТСКИХ ТЕХНОПАРКОВ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ПЕРИОД 2017 - 2019 ГОДОВ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РК ОТ 09.08.2016 N 376-Р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ДЕТСКИХ ТЕХНОПАРКОВ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ПЕРИОД 2016 - 2019 ГОДОВ"






Утверждена
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 15 декабря 2016 года N 533-р
(приложение N 1)

КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ ТЕХНОПАРКОВ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ПЕРИОД 2017 - 2019 ГОДОВ


В современных условиях техническое творчество - это основа инновационной деятельности. Поэтому процесс развития технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования. Усвоение основ технического творчества, творческого труда поможет будущим специалистам повысить профессиональную и социальную активность, а это, в свою очередь, приведет к сознательному профессиональному самоопределению по профессиям технической сферы, повышению производительности, качества труда, ускорению развития научно-технической сферы производства.

В модели "Российское образование до 2020 года для экономики, основанной на знаниях" образование рассматривается как обеспечивающий ресурс экономики и стратегический ориентир в ее инновационном развитии.

В рамках выполнения задач развития системы кадрового обеспечения экономики и социальной сферы важно создание условий для формирования, воспроизводства и развития конкурентоспособного кадрового потенциала, соответствующего стратегическим задачам ее развития.

Учитывая общие тенденции к повышению доли технологий и автоматизации на рынке, повышению доли высокотехнологичных рабочих мест в общей доле рынка занятости, что связано в целом с повышением уровня технологизации промышленного сектора экономики, важными приоритетами социально-экономической политики в Республике Коми сегодня становятся привлечение молодежи в техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий.

Концепция создания и функционирования детских технопарков в Республике Коми (далее - Концепция) формулирует цели, задачи, определяет направления, описывает механизмы и этапы развития системы технического творчества детей через создание детских технопарков "Кванториум" в Республике Коми.

В настоящий момент в системе образования Республики Коми функционируют 21 организация дополнительного образования детей, которые реализуют дополнительные общеобразовательные программы технической направленности. В действующих 178 детских объединениях технической и естественнонаучной направленности занимается 7400 детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет, что составляет лишь 8,1% от общей численности обучающихся, занимающихся в организациях дополнительного образования детей республики. При этом объединения технической направленности выполняют важную профилактическую функцию, обеспечивая возможность для обучения, воспитания и творческого развития детей, в основном мальчиков, состоящих на различных профилактических учетах. В течение 2015 - 2016 годов отмечалась тенденция увеличения среди обучающихся объединений технического творчества количества детей младшего и среднего школьного возраста. При этом количество обучающихся старших классов было достаточно невелико и составляло менее четверти от общего количества обучающихся.

В учреждениях дополнительного образования детей республики накоплен богатый опыт организации работы по таким видам технического творчества, как начальное техническое моделирование, авиамоделирование, судомоделирование, техническое моделирование, работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Наряду с развитием традиционных видов технического творчества, в учреждениях дополнительного образования активно развиваются и новые направления, актуальные для современных детей и молодежи, такие как информационные технологии, компьютерный дизайн, компьютерная графика, медиадизайн, проектно-исследовательская деятельность.

При том, что в организациях дополнительного образования детей Республики Коми сформирован достаточно опытный педагогический состав со стажем работы в среднем более 15 лет, исследование показало, что значительная часть педагогических кадров, занимающихся техническим творчеством, нуждается в "специализированных" практико-ориентированных мастер-классах, семинарах, курсах повышения квалификации для внедрения новых современных технологий в систему дополнительного образования.

Обеспеченность объединений технической направленности учреждений дополнительного образования детей оборудованием, инструментами и необходимыми расходными материалами составляет менее 50% от потребностей. Значительная часть оборудования является изношенной, морально устаревшей, что сказывается на подготовке и участии детей в республиканских соревнованиях по техническому творчеству. В настоящее время лишь 1,4% детей и подростков в Республике Коми, занятых различными формами технического творчества, участвуют в республиканском слете юных техников.

Техническое творчество может развиваться и вызывать интерес у детей и подростков только в условиях использования современных материалов и инструментов, систем радиоуправления, микропроцессорной техники, станочного оборудования нового поколения и другой техники, соответствующей технологической среде XXI века, новым задачам модернизации страны и развитию науки и высокотехнологических производств.

Развитие технического творчества требует постоянного обновления оборудования, используемых технологий, повышения квалификации педагогических кадров.

В модернизации нуждаются и дополнительные общеобразовательные программы технической направленности. Необходимо привлечение педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности, повышение квалификации имеющихся педагогических кадров, специалистов, реализующих программы технической направленности.

Техническое творчество детей неразрывно связано с развитием системы учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий: олимпиад, конкурсов, соревнований, слетов юных техников, выставок технического творчества, учебно-исследовательских конференций и других. Необходима система организации участия обучающихся в региональных, межрегиональных, всероссийских мероприятиях по техническому творчеству.

Оценка ситуации и анализ факторов, влияющих на развитие технического творчества обучающихся в Республике Коми, позволяют обозначить следующие проблемы:

несоответствие материально-технической базы объединений технической направленности современным технико-технологическим требованиям;

недостаток квалифицированных педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности, способных вести интересные и современные программы;

отсутствие системы учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий, направленных на повышение мотивации детей и подростков к изобретательской и рационализаторской деятельности;

недостаточное количество учебно-производственных площадей и неразвитость сети учреждений и структур технического творчества;

недостаточная популяризация сферы технического творчества, отсутствие заинтересованности субъектов системы технического творчества в развитии.

Перечисленные проблемы убедительно доказывают необходимость модернизации системы технического творчества в Республике Коми.

Техническое творчество на новом этапе развития должно стать катализатором подготовки специалистов, способных в рамках современной техносферы самостоятельно планировать и осуществлять производственно-технологическую, организационно-управленческую, научно-исследовательскую, педагогическую и проектно-конструкторскую деятельность. Для этого требуется сформулировать цели, задачи и направления развития технического творчества в системе образования Республики Коми.

Цели и задачи Концепции

Цель: создание необходимых условий и механизмов эффективного развития системы технического творчества детей и молодежи в Республике Коми.

Задачи:

научно-методическое и информационное обеспечение процесса развития системы детского технического творчества;

модернизация содержания образовательных программ и технологий в образовательном пространстве технического творчества;