Недействующий

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА 2017 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2018 И 2019 ГОДОВ (с изменениями на: 17.02.2017)


 I. Введение


Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов (далее - прогноз) разработан на основе основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года с учетом основных приоритетов, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.

Разработка прогноза осуществлялась с учетом итогов социально-экономического развития Республики Тыва за 2015 год и ожидаемых итогов за 2016 год. При формировании прогноза учитывались направления развития экономики и социальной сферы республики, отраженные в государственных программах Республики Тыва, комплексных программах социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Тыва.

Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва разработан с учетом сценарных условий развития российской экономики.

Прогноз социально-экономического развития российской экономики разработан на вариантной основе в составе базового, целевого и консервативного вариантов.

Базовый вариант характеризует развитие российской экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов при сохранении консервативной бюджетной политики, в том числе в части социальных обязательств государства. В 2016 году падение валового внутреннего продукта (далее - ВВП) замедлится до 0,2 процента, при этом уже в конце года предполагается возобновление экономического роста. В 2017 году рост ВВП прогнозируется темпом 0,8 процента, в 2018 году - 1,8 процента и в 2019 году - 2,2 процента. В социальной сфере предусматривает повышение уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса. Следствием этого будет сдержанная динамика потребительского спроса: возобновление роста реальных денежных доходов населения в 2017 году (на 0,7 процента к 2016 году) с последующим ростом на 1,1 процента в 2019 году к 2018 году. На фоне низкого потребительского спроса инфляция замедлится до 6,5 процента в 2016 году против 12,9 процента в 2015 году с дальнейшим замедлением ее роста до 4 процентов к 2019 году.

Целевой вариант ориентирует на достижение целевых показателей социально-экономического развития и решение задач стратегического планирования. Снижение инфляции до 4 процентов в 2017 году предполагает существенное сдерживание внутреннего спроса, прежде всего спроса домашних хозяйств: снижение реальных денежных доходов населения в 2016 и 2017 годах. Рост инвестиций в основной капитал в 2017 году также не достигнет темпов, необходимых для динамичного роста экономики, вследствие значительной инерционности инвестиционного процесса и ограниченности финансирования. Однако, начиная с 2018 года, с учетом начала реализации крупных инвестиционных проектов и мер экономической политики, направленных на активизацию факторов экономического роста и повышение эффективности экономики, темпы прироста ВВП будут непрерывно возрастать и достигнут 4,5 процента в 2019 год.

Консервативный вариант рассматривает развитие экономики в условиях низких цен на нефть и высокой волатильности курса рубля. При этих условиях основные макроэкономические показатели в 2016 году будут иметь выраженную негативную динамику: снижение ВВП - до 2,1 процента, падение инвестиций в основной капитал - до 9,4 процента, усиление инфляционного фона по сравнению с базовым вариантом - до 9 процентов, дальнейшее падение доходов населения и снижение уровня жизни населения. В 2017 году предполагается стабилизация ситуации в экономике с замедлением темпов падения до 0,4 процента, в 2018 - 2019 гг. намечается тенденция устойчивого прироста темпами 0,7 - 1,6 процента. Данный вариант не рассматривается при разработке прогноза социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов разработан на вариантной основе, исходя из сценарных условий и основных макроэкономических параметров социально-экономического развития Российской Федерации в 2 вариантах.

Сценарный вариант 1 (базовый) характеризует развитие экономики в условиях реализации принятых дополнительных мер стимулирующего характера и предполагает активную государственную политику, как на федеральном, так и на региональном уровне, направленную на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности.

В социальной сфере базовый вариант предусматривает повышение уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса. Потребительский спрос будет, с одной стороны, ограничиваться сдержанной динамикой доходов населения, с другой - поддерживаться постепенным оживлением потребительского кредитования.

Рост валового регионального продукта (далее - ВРП) Республики Тыва в 2016 году прогнозируется на уровне 0,4 процента, в дальнейшем, по мере восстановления инвестиционного и потребительского спроса, темпы роста экономики повысятся до 0,7 процента в 2017 году и до 1,9 процента в 2019 году.

Сценарий вариант 2 (целевой) базируется на предположении о более позитивной экономической конъюнктуре, а также активизации инвестиционных процессов.

При развитии экономики по оптимистичному сценарию динамика потребительского и инвестиционного спроса будет существенно выше, чем по первому варианту, что объясняется более быстрым восстановлением реальных располагаемых доходов населения и более высокой инвестиционной активностью.

Объем валового регионального продукта в 2017 году прогнозируется в объеме 55,9 млрд. рублей и к 2019 году составит 63,5 млрд. рублей с ростом на 3,9 процента в сопоставимых ценах.

Сценарный вариант 1 (базовый) прогноза рекомендован для разработки параметров республиканского бюджета Республики Тыва.

В 2017 году продолжится реализация перечня мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, утвержденных распоряжением Правительства Республики Тыва от 5 августа 2016 года N 301-р.

С применением методов проектного подхода будут реализованы приоритетные проекты по основным направлениям стратегического развития, определенными Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации в сфере образования, здравоохранения, жилищного строительства, развития малого и среднего предпринимательства, жилищно-коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры, внешнеэкономической деятельности, экологии, контрольно-надзорной деятельности.

К 2019 году целевыми ориентирами достижения основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Тыва в рамках реализации государственных программ Республики Тыва и привлечения частных инвестиций в экономику республики должны являться:

макроэкономическая стабильность, включающая сохранение бюджетной устойчивости в долгосрочной перспективе, повышение эффективности социальных расходов, расходов инвестиционного характера;

повышение гибкости рынка труда, создание условий самозанятости;

рост предпринимательской инициативы, позволяющий нарастить объем частных инвестиций, с применением налоговых стимулов для развития малого предпринимательства;

создание условий для стимулирования спроса на продукцию местного товаропроизводителя, способствующих продовольственной безопасности республики и улучшению конкурентоспособности производственной базы местных товаропроизводителей.