Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2018 ГОДЫ (с изменениями на: 25.11.2016)


 4.1. Финансово-экономическое обоснование мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов


В лесном фонде Волгоградской области планируются следующие виды использования лесов:

заготовка древесины при проведении ухода за лесом;

заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

ведение сельского хозяйства;

осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

осуществление рекреационной деятельности;

строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

Согласно статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации договоры аренды лесного участка и купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукциона по продаже права на заключение соответствующего договора, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом Российской Федерации.

Порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд, порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд устанавливаются федеральным и региональным законодательством.

Все вышеперечисленные законодательные положения учитываются при определении доходов от использования лесов. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений подлежит зачислению в федеральный бюджет Российской Федерации, а плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.

Для расчета доходов от использования лесов учитывались имеющиеся договоры аренды лесных участков и прогноз на планируемый период 2009 - 2018 годов. При этом применялись действующие ставки платы за древесину с коэффициентами: 1,3 - в 2009 году, 1,45 - в 2010 году, на 2011 год и последующие годы с увеличением на 0,04 ежегодно. По другим видам использования лесов применялись коэффициенты: 1,13 - в 2009 году, 1,20 - в 2010 году, на 2011 год и последующие годы коэффициент ежегодно увеличивался на 0,04. Прогнозные доходы бюджетной системы Российской Федерации от реализации мероприятий Лесного плана по источникам представлены в приложении 49 к Лесному плану.

Общая сумма дохода от использования лесов за 2009 - 2018 годы составит 279800,0 тыс. рублей.

Значительная часть доходов (85 процентов от общей суммы) планируется от осуществления рекреационной деятельности.

В малолесных регионах Российской Федерации, к которым относится Волгоградская область, в условиях рыночной экономики многие экономисты считают целесообразным устанавливать платное пользование экологическими (невесомыми) функциями леса, положительно влияющими на устойчивое развитие территорий, на экологическое благополучие человека. К таким функциям относятся поглощение лесами вредных выбросов промышленности и транспорта, депонирование лесными экосистемами парниковых газов, обогащение воздушного пространства кислородом, выделение лесами целебных фитонцидов, улавливание агрессивной пыли, эстетическая ценность лесов, эффективность загородного отдыха, регулирование микроклимата, водоохранная, водорегулирующая и поле- и почвозащитная роль лесных насаждений.

Эколого-экономическая оценка природных ресурсов представляет собой определение их ценности в денежном выражении в фиксированных социально-экономических условиях производства при заданных режимах природопользования и экологических ограничениях на хозяйственную или иную деятельность.

Основные проблемы в этом вопросе возникают из-за отсутствия общепринятой методологии экономических оценок ресурсов и процессов ресурсопотребления и соответствующей правовой и нормативно-методической базы.

Большую актуальность в настоящее время приобрел подход к оценке природных ресурсов через "косвенную стоимость использования" [определение эффекта от лесоразведения и сохранения растительного покрова (углеродный кредит)]. Торговля квотами на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду относится к числу перспективных экономических инструментов экологической политики. Первоначально введенный на уровне предприятий этот механизм управления природопользованием в настоящее время получает новое развитие в сфере международных отношений. Прогнозные объемы средств бюджета на финансирование мероприятий Лесного плана представлены в приложении 50 к Лесному плану.

Общая сумма расходов на проведение мероприятий Лесного плана за 2009 - 2018 годы составит 3411,049 млн. рублей (2009 - 2011 годы в прогнозных ценах, 2012 - 2018 годы в ценах 2011 года).

Распределение структуры расходов следующее:

выполнение лесохозяйственных работ - 43,1 процента;

содержание государственных учреждений (лесничеств) - 48,3 процента;

содержание органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - 8,6 процента.

Соотношение доходов и расходов на осуществление мероприятий Лесного плана представлено в приложении 51 к Лесному плану.