Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2018 ГОДЫ (с изменениями на: 25.11.2016)


3.4.3. Повышение точности учета ресурсов древесины, обеспечение контроля за соблюдением лесного законодательства


3.4.3.1. Повышение точности учета лесных ресурсов.

Для успешного решения задач информационного обеспечения процесса управления лесами необходима многоплановая система учета лесов, включающая лесоустройство, учет текущих изменений в лесном фонде, лесной мониторинг, государственный учет лесного фонда и некоторые другие виды работ.

Обеспечение учета лесных ресурсов, его своевременного обновления на землях лесного фонда, землях населенных пунктов, землях ООПТ достигается проведением процедуры лесоустройства. Лесоустройство является на данный момент важнейшим источником информации о состоянии и динамике лесов. Правила проведения лесоустройства определяются Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516.

Согласно статье 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя:

проектирование лесничеств и лесопарков;

проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;

закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;

таксацию лесов;

проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

С целью повышения точности учета лесных ресурсов, их количественных и качественных характеристик предварительно планируется проведение территориального землеустройства (межевания) лесных участков на землях лесного фонда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве".

Объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть, лесной участок. При этом минимальной территориальной единицей проектирования лесных участков в зависимости от их целевого использования являются:

для заготовки и сбора недревесных лекарственных ресурсов, ведения сельского хозяйства, создания лесных плантаций, осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности - лесотаксационный выдел;

для выращивания плодовых, ягодных, декоративных, лекарственных растений, для целей заготовки древесины - часть лесотаксационного выдела;

для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства - лесной квартал.

Таксация лесов проводится методом классов возраста. При этом она осуществляется по первому, второму и третьему разрядам лесоустройства, устанавливаемым в зависимости от размера лесного квартала. В зависимости от необходимой точности допускаются четыре основных способа таксации леса: глазомерный, глазомерно-измерительный, дешифровочный и актуализация.

Последнее лесоустройство Волгоградской области проводилось в 1995 году по первому разряду точности с присущими этому разряду структурной организацией территории (величина кварталов, таксационных выделов, километраж таксационных ходов), технологической схемой выполнения лесоинвентаризационных работ, что в конечном итоге определяет детальность и точность лесоинвентаризации.

Основные организационно-технические показатели первого разряда лесоустройства представлены в таблице 6:




Таблица 6

Разряд лесоустройства

Нормальная размерность кварталов

Предельные значения площади среднего таксационного выдела, гектаров

Количество таксационных визиров в квартале (урочище)

Минимальный километраж таксационных ходов на 1000 гектаров, километров

Минимальная площадь таксационного выдела различных категорий земель, гектаров

лесные

нелесные

насаждения естественного происхождения

спелый лес среди молодняка, молодняк среди насаждений старшего возраста и других категорий земель

лесные культуры, не покрытые лесом земли

сельхозугодья и земли специального назначения

неиспользуемые земли

прямоугольных (длины сторон), километров

площадь, гектаров

с применением аэрофотоснимков

без применения аэрофотоснимков

с применением аэрофотоснимков

без применения аэрофотоснимков

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

I

0,5 x 0,5

25

3 - 6

-

3

60

90

1,0

1,0

0,5

1,0

0,5

1,0 x 0,5

50

3 - 6

-

3

60

90

1,0

1,0

0,5

1,0

0,5

1,0 x 1,0

100

3 - 6

-

7

60

90

1,0

1,0

0,5

1,0

0,5




Важной составляющей системы учета лесов является лесной мониторинг. В настоящее время методы решения основных задач мониторинга разработаны и апробированы. Государственная система мониторинга лесов должна охватывать не только древесные, но и другие лесные ресурсы, что характерно для Волгоградской области.

В рассматриваемый период должны быть осуществлены мероприятия по внедрению новых и совершенствованию существующих методов учета и контроля.

3.4.3.2. Управление лесным комплексом и обеспечение контроля за соблюдением лесного законодательства.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации на территории Волгоградской области сформирована структура управления лесным хозяйством, состоящая из комитета лесного хозяйства Волгоградской области, подведомственных ему 22 государственных казенных учреждений - лесничеств и специального государственного бюджетного учреждения "Волгоградский лесопожарный центр".