Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2030 ГОДА


 3.1. Формирование кадрового потенциала для развития отрасли информационных технологий


По мнению представителей ИТ-сообщества республики одной из основных проблем развития отрасли информационных технологий в республике является нехватка квалифицированных кадров. Этому способствует ряд факторов:

демографический провал 1990-х годов;

устаревшие образовательные стандарты в учебных заведениях;

низкая квалификация преподавательского состава, требующего постоянной переподготовки;

низкая популярность профессий в отрасли информационных технологий среди молодежи.

Для решения данной проблемы необходимо создать и развивать комплексную систему подготовки и расстановки кадров, начиная со школы. Необходимо активно привлекать республиканские компании (потенциальных работодателей) к формированию и корректировке профессиональных и образовательных программ учебных заведений. Они должны стать системными участниками этого процесса.

По значительному количеству востребованных на рынке труда профессий подготовка специалистов осуществляется в недостаточном объеме или не осуществляется вообще, в частности, по таким направлениям, как интернет-предпринимательство, управление проектами и интернет-маркетинг и др. В связи с этим необходима актуализация профессиональных и образовательных стандартов в сфере информационных технологий с последующим внедрением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, содержащих требования к результатам освоения основных образовательных программ, а также умение эффективно использовать информационные технологии.

В перспективе ряд навыков станет обязательным для успеха на рынке труда. Разработчикам необходимо обладать навыками и возможностями для постоянного совершенствования своих знаний в области современных технологий и методов разработки. Сверхбыстрое развитие сферы разработки информационных технологий, включая технологии ее автоматизации, требует от специалистов непрерывного самообучения. Значительно возрастет востребованность специалистов по внедрению решений, основанных на информационных технологиях, на производстве и в бизнесе в целом, а также по поддержке таких решений. Система образования должна учитывать эти аспекты в полной мере.

В части развития общего образования необходимы дальнейшее совершенствование физико-математического образования, программ в сфере информационных технологий, поддержка образовательных организаций, специализирующихся по этим направлениям, и увеличение их общего количества. Школы повышенного уровня с физико-математическим профилем являются фундаментом для формирования большего количества профессионалов отрасли высокого уровня. Необходима их поддержка в приоритетном порядке.

Учитывая, что подавляющее большинство обучающей литературы и сопроводительных документов в области информационных технологий написаны на английском языке, а скорость изменения стандартов и методик в отрасли высока, серьезным конкурентным преимуществом сотрудника является знание английского языка. До 2030 года важность этого аспекта возрастет. Таким образом, необходимо усилить требования к изучению английского языка школьниками и студентами, проходящими обучение по направлениям, связанным с информационными технологиями.

В профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в образовательном процессе также необходимо сфокусироваться на развитии у студентов инженерных специальностей бизнес-навыков и навыков предпринимательства. Введение в обучение экономических дисциплин будет содействовать появлению в стране большего количества перспективных стартапов и развитию малого инновационного предпринимательства.

Необходимо создание базовой профессиональной образовательной организации по подготовке кадров для отрасли информационных технологий республики путем реорганизации ГАПОУ Республики Саха (Якутия) "Якутский колледж связи и энергетики им. П.И. Дудкина" в ГАПОУ Республики Саха (Якутия) "Якутский колледж информационных технологий им. П.И. Дудкина".

Для повышения качества подготовки специалистов отрасли информационных технологий республики необходимо постоянно актуализировать и совершенствовать образовательные программы бакалавров и магистров высших учебных заведений, ведущих образовательную деятельность на территории республики, в соответствии с мировыми стандартами. Также необходимо обеспечить своевременную подготовку высококвалифицированных кадров в областях, необходимых для проведения исследований и разработок по приоритетным направлениям развития отрасли.

Необходимо совершенствовать современную профессиональную подготовку учителей информатики и преподавателей дисциплин в сфере информационных технологий в общеобразовательных и профессиональных организациях.

Дальнейшее развитие дистанционного образования и расширение использования онлайн-курсов в области образования в информационных технологиях будет способствовать развитию отрасли на удаленных территориях республики.

Основными направлениями работы по развитию образования в области информационных технологий республики станут:

профессиональное развитие и повышение квалификации учителей и преподавателей образовательных организаций в соответствии с современными стандартами;

расширение введения в образовательных организациях высшего образования практики для студентов в компаниях отрасли и стимулирование таких компаний к открытию кафедр в образовательных организациях высшего образования;

расширение объема преподавания информационных технологий в общеобразовательных организациях;

увеличение количества общеобразовательных организаций, предусматривающих углубленное изучение информационных технологий, в том числе путем создания школьных технопарков;

усиление подготовки высококвалифицированных кадров (в первую очередь аспирантов и докторантов), необходимых для развития наиболее перспективных критических технологий в области информационных технологий;

оснащение базовых образовательных организаций высокотехнологичным учебно-лабораторным и производственным оборудованием;

создание совместных кафедр и иных структурных подразделений образовательных организаций на базах работодателей, развитие наставничества, проведение стажировки педагогических работников на предприятиях и в организациях реального сектора экономики;

реализация дуального образования на учебно-производственных площадках профессиональных образовательных организаций;

внедрение стандартов Worldskills в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций;

оснащение учреждений дополнительного профессионального образования высокотехнологичным учебно-лабораторным и производственным оборудованием.