Московская школа управления "СКОЛКОВО" и Агентство стратегических инициатив провели масштабное исследование "Форсайт Компетенций 2030", в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, чтобы выявить востребованные профессии в 19 отраслях экономики. Эксперты обсуждали технологические изменения, социальные и экономические процессы, влияющие на структуру рабочих задач, и строили отраслевые "карты будущего", при помощи которых выявляли спрос на новые компетенции и выстраивали образ новых профессий. Результаты исследования были собраны в "Атлас новых профессий". В различных сферах деятельности человека появятся новые профессии. В новых 82 профессиях потребуются знания в области программирования, робототехники и искусственного интеллекта.
В ИТ-секторе в обозримом будущем появятся новые профессии: дизайнер интерфейсов, архитектор виртуальности, проектировщик нейроинтерфейсов, организатор интернет-сообществ, разработчик моделей big data и др.
Наиболее вероятными точками прорыва в ближайшие десятилетия будут:
увеличение объема передаваемых данных и моделей для их обработки (большие данные, big data);
распространение программного обеспечения, на которое может влиять обычный пользователь;
развитие человеко-машинных интерфейсов;
технологии искусственного интеллекта;
семантические системы, работающие со смыслами естественных языков (перевод, поиск в интернете, общение человек - компьютер и др.);
новые квантовые и оптические компьютеры, позволяющие существенно ускорить обработку больших массивов данных;
развитие нейроинтерфейсов, в том числе "управление мыслью", разными объектами, передача ощущений и переживаний на расстоянии.
В различных международных и российских рейтингах профессий профессии в отрасли информационных технологий являются наиболее востребованными среди работодателей. По уровню заработной платы профессии в отрасли информационных технологий уверенно входят в ТОП-5.
По мнению представителей отрасли высокая степень осведомленности о возможностях своего развития в области информационных технологий присутствует у молодежи в г.г. Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске и связанных с ними агломерациях. Данный факт можно связать с развитой инфраструктурой поддержки отрасли информационных технологий. Нужно отметить, что в данных городах и регионах достаточно высокий уровень инвестиционной и научной активности и в каждом из перечисленных городов существуют и успешно работают парки в сфере высоких технологий (ИТ-парки).
Медиасектору республики необходимо сосредоточить внимание на популяризации деятельности в сфере информационных технологий. Профессии отрасли уже к 2020 году должны закрепиться в числе 5 наиболее популярных в республике и стать символом карьерной привлекательности.
Достичь поставленной цели возможно за счет репортажей в средствах массовой информации об историях, связанных с успехом в сфере информационных технологий, выпуска просветительских программ и публикаций, повествующих о преимуществах работы в отрасли.
Масштабный запуск таких программ приведет к увеличению количества школьников, выбирающих инженерно-технические или естественно-научные специальности при поступлении в образовательные организации высшего образования и росту числа выпускников, желающих работать в отрасли информационных технологий.
В процессе популяризации важным направлением является смена имиджа отрасли от системного администрирования и создания интернет-сайтов к созданию необходимых обществу комплексных технологий, решений, а также к созданию успешного динамичного бизнеса.
Особое внимание следует уделить историям из жизни людей, успешных в области информационных технологий, основателей крупных, быстрорастущих или совершивших технологический прорыв компаний, достигших больших результатов в коммерциализации новых технологий.
Демонстрационные залы, посвященные информационным технологиям, создаваемые в музеях, образовательных организациях в рамках временных выставок, которые в первую очередь рассчитаны на детей, способны заинтересовать их и оказать существенное влияние на выбор будущей профессии.
В школах должны быть созданы условия для проведения учениками досуга с одновременным развитием технологических навыков. Указанная форма дополнительного образования может быть организована в рамках государственно-частного партнерства. Такие программы успешно действуют в Израиле, Сингапуре и других странах.
Необходимо создавать и развивать условия для участия школьников в российских и международных олимпиадах по информатике, программированию и другим смежным предметам.
Помимо олимпиад необходимо способствовать проведению в республике проектных конкурсов в области информационных технологий. Именно такие конкурсы позволяют наиболее эффективно выявить тех, кто может в будущем внести наибольший вклад в развитие отрасли, и способствуют увеличению мотивации молодежи к реализации проектов в сфере информационных технологий.