Эффективность мер регулирования экономики региона, мер поддержки нуждающихся граждан обеспечила за последние семь лет сохранение роста доходов населения области с темпами, превышающими средние значения по стране. Так, если в 2008 году величина среднедушевых денежных доходов составляла 10587 рублей, или 71,2% от среднероссийского показателя, то в 2015 году среднедушевые денежные доходы увеличились до 30141,1 рубля и составили 99,7% от среднероссийской величины. В целом среднедушевые денежные доходы населения области за семь лет увеличились в 2,8 раза, в то время как по РФ - в 2 раза. Это позволило Воронежской области улучшить положение среди субъектов РФ и подняться с 55-го места в 2008 году на 22-е в 2015 году.
Реальные денежные доходы населения в 2015 году по сравнению с 2014 годом возросли на 1,6% (по России снизились на 4,9%). По данному показателю Воронежская область занимает 5-е место среди 85 субъектов РФ (в 2009 году - 48-е место) и 1-е место среди 18 субъектов ЦФО.
В 2015 году область обеспечила выполнение всех целевых показателей по повышению средней заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы, установленных "майскими" Указами Президента Российской Федерации.
Основные тенденции повышения благосостояния населения в Воронежской области в долгосрочной перспективе:
- увеличение оплаты труда отдельным работникам бюджетной сферы, определенным в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- рост реальной заработной платы в Воронежской области к 2030 году в 1,1 раза относительно 2015 года;
- поэтапное доведение минимальной заработной платы в Воронежской области до уровня прожиточного минимума для трудоспособного населения.
В дальнейшем во всех вариантах прогноза в части оплаты труда работников бюджетного сектора до 2025 года предполагается доведение до эффективного уровня заработной платы медицинских и педагогических работников, работников культуры и научно-исследовательского персонала и сохранение ее на достигнутом уровне до 2030 года. В отношении динамики заработной платы в частном секторе экономики предполагается, что в целом она будет соответствовать темпам роста производительности труда.
В результате в 2015 - 2030 годы реальная заработная плата в целом по экономике в базовом варианте будет расти со среднегодовым темпом 1,7%, а ее рост к 2030 году составит 1,1 раза.
Кроме того, в прогнозе учтено увеличение величины прожиточного минимума на 5% в связи с введением в 2018, 2023 и 2028 годы новой потребительской корзины, которая в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" должна определяться не реже одного раза в пять лет.
Обеспечение эффективного уровня заработной платы в бюджетном секторе, повышение уровня пенсионного обеспечения будут способствовать сокращению доли бедного населения.
В базовом варианте (таблица 13) уровень бедности снизится с 9,3% в 2016 году до 6,9% к 2020 году, а в 2030 году не превысит 4,5%. В рамках пессимистичного варианта (таблица 14) уровень бедности в 2030 году может составить 4,9%.
Прогноз в области пенсионного обеспечения строится исходя из необходимости реформирования пенсионной системы.
В результате средний размер трудовой пенсии (среднегодовой) к 2030 году увеличится по сравнению с 2015 годом в базовом варианте в 1,75 раза и во втором варианте в 1,6 раза. Соотношение среднего размера трудовой пенсии с прожиточным минимумом пенсионера к 2030 году снизится с 1,6 раза в 2015 году до 1,255 и 1,227 раза по базовому и пессимистичному варианту соответственно.
В 2015 - 2030 годах согласно базовому варианту рост экономики сформирует благоприятные условия для сохранения роста денежных доходов населения, где дополнительными драйверами, способствующими повышению благосостояния населения, станут рост доходов от собственности и предпринимательской деятельности, а также снижение общего инфляционного напряжения. За период 2015 - 2030 годов реальные денежные доходы населения по 1 варианту вырастут в 1,9 раза, при среднегодовых темпах - 104%. Во втором варианте в результате более медленных темпов роста заработной платы и социальных трансфертов среднегодовые темпы роста реальных доходов населения в 2015 - 2030 годы составят 103,6%.
Реализация мер по сокращению бедности, повышению уровня социальной поддержки семей с детьми и уровня оплаты труда работников бюджетной сферы будет способствовать росту среднего класса.
Среди основных критериев отнесения российских граждан к среднему классу следует выделить уровень дохода, наличие собственности и сбережений, их профессионально-квалификационные характеристики, участие в формировании гражданского общества.
Эти социальные сдвиги являются не только результатом, но и предпосылкой устойчивого экономического развития, поскольку предполагают формирование человеческого капитала более высокого качества, рост производительности труда. Создание полноценного среднего класса изменит структуру потребления, обеспечив сдвиг спроса в сторону продукции более высокого качества, создаст благоприятные предпосылки для расширения гражданской и общественной активности, развития процессов самоорганизации в обществе.