В процессе анализа современного состояния и перспектив развития транспортной сети произведена группировка муниципальных образований по протяженности и удельному весу дорог с твердым покрытием и железнодорожных магистралей. Транспортные узлы оценены по сумме баллов, характеризующих подходящие к узлу транспортные коммуникации. Большая сумма баллов соответствует большей развитости узла. Транспортные узлы с суммой баллов более 7 составили I группу, с суммой баллов от 5 до 7 - II группу, от 3 до 5 - III группу, имеющие менее 3 баллов - IV группу.
Анализ показывает, что наиболее обеспеченными транспортными коммуникациями в настоящее время и в перспективе являются г. Воронеж и Лискинский район.
На следующем уровне по обеспеченности транспортными коммуникациями находятся Таловский, Россошанский, Острогожский и Бобровский районы. На территории этих районов также находятся крупные узлы - Таловая, Россошь, Острогожск и Бобров.
К относительно благоприятным с точки зрения развития транспортных сетей относятся Подгоренский, Рамонский, Павловский, Богучарский, Семилукский, Аннинский и Новоусманский районы. На их территории находятся следующие транспортные узлы: Подгоренский, Рамонь, Семилуки, Павловск.
Следующую группу составляют районы со слабым развитием автодорожной сети при наличии магистральных и однопутных железнодорожных трасс, к ним относятся Верхнехавский, Калачеевский, Грибановский, Поворинский, Панинский, Бутурлиновский, Терновский, Хохольский, Каширский, Нижнедевицкий, Эртильский и Верхнемамонский районы. В Поворинском районе развитость железнодорожного узла (на его территории находится сортировочная станция).
Наиболее слабая транспортная инфраструктура в Каменском, Ольховатском, Петропавловском, Воробьевском, Репьевском районах.
Таким образом, транспортная сеть Воронежской области имеет явно выраженную диспропорциональность, что препятствует сбалансированному развитию производительных сил в регионе.
В прогнозном периоде формирование в Воронежской области системы, реализующей функции межрегионального транспортно-логистического центра, будет основано на следующих предпосылках:
- развитие железнодорожного сообщения и совершенствование железнодорожной инфраструктуры (в частности, строительство вокзала Воронеж-III);
- расширение сети авиаперевозок, реконструкции международного аэропорта "Воронеж";
- развитие транспортно-логистической инфраструктуры, в том числе на границах г. Воронежа и Воронежской области;
- развитие транспортных коридоров "Север - Юг" и "Запад - Восток";
- расширение транзитных потоков грузов, развитие потенциала крупных грузообразующих центров (г. Воронеж, г. Лиски, г. Россошь, г. Борисоглебск, пгт Кантемировка и других) на основе создания сети грузовых терминалов;
- увеличение использования в транспортном комплексе региона интеллектуальных систем для повышения эффективности перевозок (в том числе ответственных за регулирование движения в крупных городах).