Современный развивающийся малый бизнес способствует созданию новых, более эффективных и производительных рабочих мест. По состоянию на 1 января 2016 года в Воронежской области осуществляли деятельность около 77,6 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), в том числе 53,5 тыс. индивидуальных предпринимателей.
В секторе МСП без учета внешних совместителей занято 229,1 тыс. человек, что составляет около 28% от экономически активного населения области.
В 2015 году на цели развития малого и среднего предпринимательства области направлено более 103 млн. рублей. В рамках реализации мероприятия по поддержке муниципальных программ развития предпринимательства 138 малым предприятиям предоставлены субсидии для компенсации части затрат по договорам лизинга оборудования на общую сумму 44,8 млн. рублей.
Предприняты шаги по снижению налоговой нагрузки на малый и средний бизнес:
- приняты и вступили в силу законы Воронежской области, предусматривающие установление двухлетних налоговых каникул для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения;
- приняты законы Воронежской области, предусматривающие сниженные ставки налога по упрощенной системе налогообложения с 6% до 4% для предпринимателей, осуществляющих виды экономической деятельности, которые обеспечивают импортозамещение продукции животноводства и растениеводства, а также изделий легкой промышленности. Кроме того, расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может быть применена патентная система налогообложения.
Приоритетным направлением деятельности правительства области на среднесрочную перспективу остается формирование благоприятных условий для развития предпринимательства. В 2016 году область вошла в число регионов, на территории которых будут внедряться три "пилотных" проекта АО "Корпорация "МСП" по расширению гарантийной поддержки малых и средних предприятий за счет привлечения ресурсов Корпорации МСП, внедрению программ обучения субъектов МСП, а также расширению перечня услуг для бизнеса, предоставляемых на базе АУ "МФЦ".
В долгосрочной перспективе будет продолжена финансовая поддержка малых инновационных компаний, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции, а также финансовая поддержка средних компаний (субсидирование процентной ставки по кредитам; компенсация расходов на приобретение оборудования).
Будет продолжено совершенствование нормативного и правового регулирования сферы МСП. Основными векторами государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства на долгосрочную перспективу являются:
- дальнейшее снижение уровня финансовой нагрузки на субъекты МСП от избыточных административных барьеров;
- расширение мер имущественной поддержки субъектов МСП (реализация государственного и муниципального имущества);
- увеличение количества объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (кластеров, бизнес-инкубаторов, технопарков);
- снижение финансовых расходов субъектов МСП, связанных с ведением предпринимательской деятельности;
- упрощение и удешевление доступа к объектам коммунальной инфраструктуры;
- совершенствование трудового законодательства, регулирующего отношения в сфере малого и среднего предпринимательства.
За счет реализации вышеуказанных приоритетных действий субъекты МСП Воронежской области будут ориентироваться на базовые индикаторы Стратегии развития малого и среднего предпринимательства Российской Федерации до 2030 года:
- увеличение в 2,5 раза оборота малых и средних предприятий в постоянных ценах по отношению к 2014 году (в реальном выражении);
- увеличение в 2 раза производительности труда в секторе малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к 2014 году (в реальном выражении);
- увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) до 20 процентов;
- увеличение доли занятого населения в секторе малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения до 35 процентов.
Стратегическим ориентиром является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в 2 раза (с 20 до 40 процентов). Ежегодный прирост указанной доли должен составлять 1 процент и более. Это, в свою очередь, требует значительного расширения инвестиционного потенциала сектора малого и среднего предпринимательства, привлечения инвестиций домохозяйств, крупного бизнеса, институтов развития в объеме, достаточном для обеспечения выполнения указанного ориентира.