Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД

3.4. Развитие экономики образования


Система образования в Воронежской области располагает развитой сетью высших профессиональных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов, их переподготовку и повышение квалификации, научно-исследовательскую и культурно-просветительскую деятельность, которая обеспечивает получение начального, среднего и высшего профессионального образования.

В последние годы в области сохраняется тенденция ежегодного сокращения сети общеобразовательных учреждений и численности обучающихся в них детей. Некоторое сокращение количества общеобразовательных учреждений области объясняется демографическими ограничениями, закрытием ветхих и аварийных школьных зданий и в определенной степени переходом на нормативное бюджетное финансирование в ходе оптимизации сети общеобразовательных организаций.

В области на начало 2015/2016 учебного года функционировало 827 государственных и муниципальных образовательных организаций, в которых обучалось 204,4 тысячи учащихся. Из общего числа общеобразовательных организаций в 819 организациях государственной и муниципальной собственности обучалось 202,5 тыс. учащихся. Также в области наряду с государственными и муниципальными образовательными организациями работали 11 частных, в которых обучались 1,9 тыс. учащихся.

Доля учащихся дневных общеобразовательных учреждений, занимающихся в первую смену в 2015/2016 учебном году, составляло 98,9%, а во вторую смену - 1,1% от общей численности обучающихся. В 2015 - 2016 учебном году доля учащихся в городской местности составила 70,8%, а в сельской местности - 29,2% от общей численности обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях образования.

В 2015 году в 38 самостоятельных государственных и муниципальных профессиональных образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, и 9 филиалах обучались 31,7 тыс. студентов. Из них 84,9% студентов - по очной форме обучения. В 3 частных профессиональных образовательных организациях численность студентов составила 2,9 тыс. человек.

Воронежская область занимает одно из ведущих мест в России по количеству студентов. Высшая школа Воронежской области насчитывает 16 высших учебных заведений: 11 государственных вузов и 5 частных; общее число филиалов вузов - 16 единиц: 9 государственных филиалов и 7 частных, осуществляющих подготовку бакалавров, магистров, специалистов, их переподготовку и повышение квалификации, научно-исследовательскую и культурно-просветительскую деятельность. В системе высшего образования обучается 99,0 тыс. студентов.

На территории Воронежской области функционирует 697 дошкольных учреждений, из них 511 дошкольных образовательных организаций и 186 подразделений (групп), осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, организованные при общеобразовательной организации. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения в 2015 году, составила 91,7 тыс. человек. По сравнению с 2014 годом число учреждений уменьшилось на 26 единиц, численность воспитывающихся детей увеличилась на 7340 человек (на 8,7%). Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями в области в 2015 году составляет 628 мест на 1000 детей дошкольного возраста (в 2014 году - 572). В 2015 году в регионе было построено 8 детских садов и введено 5400 мест, а также осуществлен капитальный ремонт 217 дошкольных образовательных учреждений.

Уровень образования в Воронежской области является одним из самых высоких в Российской Федерации. Охват общим образованием населения в возрасте от 7 до 17 лет составляет 99,8%.

Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества.

Развитие сферы образования, намеченное на период до 2030 года, будет осуществляться в рамках проектного подхода, включающего в себя: определение приоритетных проектов в сфере развития образования, создание необходимой административной и организационной поддержки, определение источников финансирования мероприятий приоритетных направлений развития.

В настоящее время на федеральном уровне определены следующие приоритеты развития в сфере образования: "Современная образовательная среда для школьника", "Современная цифровая образовательная среда", "Рабочие кадры для передовых технологий", "Вузы как центры пространства создания инноваций". Определены следующие базовые подходы к способам и формам достижения целей по повышению доступности и качества образования:

- поддержка лучших региональных практик в части школьной инфраструктуры, введение новых мест в школах, в том числе за счет ремонта и строительства новых школьных зданий;

- использование цифрового контента в системе образования, вовлечение работодателей в процессы создания и экспертизы контента, оценки результатов обучения;

- внедрение новых образовательных стандартов в среднем профессиональном образовании, инструментов независимой оценки качества подготовки кадров, в том числе на базе международных стандартов WorldSkills;

- создание на базе ведущих университетов научно-технологических центров с высокой степенью коммерциализации результатов исследований, повышение конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Политика в сфере образования на период до 2020 года будет определяться в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года, а также задачами, поставленными Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Указах от 7 мая 2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

С 2014 года осуществляется реализация первого этапа государственной программы Воронежской области "Развитие образования" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 17 декабря 2013 года N 1102 (далее - Государственная программа).

В рамках Государственной программы предстоит обеспечить финансирование развития профессионального образования, развития общего образования и дополнительного образования детей, доступность образования, обновление качества образования.

Основными задачами развития образования в прогнозный период являются:

- формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Воронежской области;

- развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

- модернизация основных образовательных программ образовательных организаций в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

- адаптация образовательных программ с целью обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, направленных на обеспечение коррекции нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

- развитие потенциала организаций дополнительного образования детей в формировании мотивации к познанию и творчеству, создание среды и ресурсов открытого образования для позитивной социализации и самореализации детей и молодежи;

- обеспечение эффективного оздоровления, отдыха и занятости, развития творческого, интеллектуального потенциала и личностного развития детей и молодежи;

- обеспечение качества профессионального образования в соответствии с запросами и перспективными задачами развития экономики Воронежской области;

- обеспечение прав граждан на получение общедоступного профессионального образования;

- вовлечение молодежи в общественную деятельность;