Варианты | 2011 - | 2016 - | 2021 - | 2026 - | 2016 - | |
Рост оптовых цен на газ, | 1 | 9,3 | 3,5 | 2,9 | 2,1 | 3,2 |
2 | 3,3 | 3,2 | 2,0 | 3,3 | ||
Рост тарифов на электроэнергию для населения на розничном рынке, % | 1 | 6,8 | 5,0 | 4,7 | 3,4 | 4,7 |
2 | 5,0 | 5,7 | 4,6 | 5,5 | ||
Рост цен на электроэнергию, | 1 | 7,9 | 5,7 | 2,4 | 0,8 | 2,3 |
2 | 6,5 | 2,6 | 1,1 | 2,6 | ||
Тепловая энергия | 1 | 8,1 | 4,0 | 4,7 | 3,0 | 4,2 |
2 | 4, | 5,4 | 3,9 | 5,1 | ||
Регулируемые тарифы на услуги инфраструктуры грузового железнодорожного транспорта, | 1 | 5,1 | 4,0 | 3,4 | 2,0 | 3,7 |
2 | 4,0 | 4,0 | 2,7 | 4,3 |
Рост регулируемых тарифов на тепловую энергию на долгосрочный период определяется с учетом перехода на долгосрочные договорные отношения с ограничением стоимости тепловой энергии для потребителей не выше тарифа "альтернативной котельной", стимулирования производства тепловой энергии мощностями, работающими в режиме комбинированной выработки и сокращения производства тепла самостоятельными котельными, снижения объема перекрестного субсидирования между тепловой и электрической энергией.
При этом повышение тарифов на тепловую энергию в прогнозный период будет ограничиваться, учитывая его существенное влияние на рост тарифов на услуги организаций ЖКХ для населения (свыше 50% в корзине коммунальных услуг), за счет чего инфляция в России остается выше, чем в других странах. При этом рост тарифов на теплоэнергию во всех сценариях будет несколько превышать инфляцию за счет роста цен на энергоносители и потребности в инвестициях.
Учитывая это, для ограничения роста тарифов в прогнозный период в организациях теплоснабжения необходимо стимулировать существенное снижение издержек за счет оптимизации численности и роста производительности труда, экономии топлива, сокращения потерь тепла при передаче теплосетями, непроизводительных расходов, обеспечить контроль за проведением процедур закупки топливно-энергетических ресурсов и ценообразованием на поставляемые локальными монополиями нерегулируемые виды топлива (уголь, мазут) и других материальных ресурсов со стороны органов антимонопольного регулирования.
Основной задачей государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки является соблюдение баланса между обеспечением конкурентоспособности российской экономики и развитием инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В долгосрочной перспективе рост регулируемых тарифов по рассматриваемым вариантам не должен значительно превышать инфляцию в связи с высокой долей транспортной составляющей в конечных ценах для недопущения снижения конкурентоспособности отечественных товаров.
В консервативном сценарии (вариант 1) рост регулируемых тарифов на перевозки грузов с 2015 по 2023 год будет ограничиваться уровнем инфляции за предыдущий год. С 2024 года рост тарифов ограничивается размером 0,9 от уровня инфляции. В этих условиях дефицит собственных и бюджетных средств (включая средства Фонда национального благосостояния (далее - ФНБ)) для финансирования инвестиционной программы может составить около 40% (или 11 - 13% выручки). Источником финансирования этого дисбаланса станет рост заимствований или дополнительные средства ФНБ.
В 2015 - 2022 годы рост тарифов не должен превышать инфляцию более чем на 1,5 процентного пункта. С 2023 года предполагается, что для снижения издержек грузоотправителей рост тарифов не должен превышать 0,9 от инфляции за предыдущий год с учетом развития конкурентного рынка перевозок.
Убытки от регулируемых государством пассажирских перевозок в дальнем следовании будут сокращаться за счет качественного изменения отношения к вопросу государственного субсидирования, включающего в себя введение градации маршрутов на социально значимые, коммерческие и переходные, в отношении которых будет применяться как государственное субсидирование, так и снятие ограничений тарифного роста (или смешанный подход), с учетом адресной поддержки льготных социальных групп пассажиров.
Рост тарифов на пассажирские перевозки в дальнем сообщении ограничивается с учетом возможного применения государственных мер по софинансированию инвестиций в закупки подвижного состава. В 2014 - 2016 годы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития до 2016 года - по уровню инфляции за предшествующий год с понижающим коэффициентом 0,7. В целях сокращения перекрестного субсидирования: с 2017 по 2020 год индексация тарифов устанавливается равной инфляции за предшествующий год с повышающим коэффициентом 1,1. В последующий период (2021 - 2022 годы) размеры индексации данных тарифов будут не выше темпов инфляции с учетом возможного применения государственных мер по софинансированию инвестиций в закупки подвижного состава.
В части формирования тарифов в пригородном сообщении существенное влияние окажет реализация концепции развития пригородных пассажирских перевозок, в том числе в части решения вопросов о сохранении в долгосрочной перспективе практики финансирования услуг инфраструктуры при этих перевозках за счет бюджетных средств, а также покрытия в полном объеме выпадающих доходов пригородных пассажирских компаний за счет средств региональных бюджетов.
При разработке долгосрочного прогноза Воронежской области учитывались факторы базового сценария (таблица 13), характеризующиеся усилением инвестиционной и инновационной направленности экономического роста. При этом варианте развития инновационные факторы станут ведущим источником экономического роста в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020 - 2022 годов, что позволит улучшить социальные параметры развития.
Сценарий опирается на реализацию активной политики, направленной на новую индустриализацию, включая структурную и технологическую модернизацию экономики, внедрение новых технологий, в том числе межотраслевых, и создание новых высокотехнологичных отраслей, создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний. Сохранившийся в среднесрочной перспективе рост промышленного и сельскохозяйственного производства станет в долгосрочной перспективе определяющим внутренним фактором для ускорения роста инвестиционной активности. Государственная поддержка предполагается в первую очередь в отношении перспективных отраслей экономики, обладающих потенциалом, которые повлекут развитие смежных с ними отраслей.
Развитие экономики области по данному варианту предполагает интеграцию региональной транспортной системы в межгосударственное транспортное пространство и реализацию транзитного потенциала региона, способствующего в том числе развитию логистики и оптовой торговли.
Умеренное увеличение социальных обязательств государства и бизнеса обеспечит сдержанную динамику потребительского спроса, что, в свою очередь, позволит стабилизировать инфляцию до целевых значений. С учетом позитивных оценок в отношении уровня инфляции ожидается, что начиная со среднесрочной перспективы величина реальной заработной платы в целом по экономике перейдет в область положительных значений.
Среднегодовые темпы роста экономики Воронежской области в 2016 - 2030 годах оцениваются на уровне 103,8 процента, что в 1,6 раза выше среднероссийских. Объем экономики в 2030 году к уровню 2015 года в сопоставимой оценке увеличится в 1,8 раза.
Для консервативного (пессимистичного) сценария (таблица 14) характерен умеренный рост экономики области с сохранением отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах, предполагается, что модернизация экономики будет идти сложившимися темпами в условиях накопленных объемов инвестиций. Так как в основу сценарных условий по данному варианту долгосрочного прогноза заложено сохранение санкционного режима со стороны ЕС и США, поддерживающего жесткие ограничения доступа российских компаний к мировому рынку капитала, и ответных экономических мер, его следует рассматривать как основной для разработки проекта долгосрочного бюджетного прогноза.
При этом сценарии в силу приложения точечных усилий на поддержку базовых, традиционных отраслей экономики будет обеспечен положительный рост производства, но объемов капитальных вложений, в том числе бюджетных, не будет достаточно для технологических и структурных изменений. При практически неизменной структуре экономики к 2030 году ожидается незначительное перераспределение в сторону добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств (в пользу машиностроительной и фармацевтической промышленности при использовании прорывных медицинских технологий на имеющейся научно-производственной базе).
Среднегодовые темпы роста ВРП оцениваются на уровне 103,4 процента в 2016 - 2030 годах. Объем экономики в 2030 году к уровню 2015 года в сопоставимой оценке увеличится в 1,6 раза.
Долгосрочный прогноз предполагает три этапа: 2016 - 2019 годы; 2020 - 2024 годы; 2025 - 2030 годы.
Первый период (2016 - 2019 годы) можно рассматривать как период внутренней мобилизации, направленной на преодоление "узких мест" в развитии экономики области, адаптации к новым конъюнктурным условиям и снижения интересов бизнеса к инвестированию в расширение производства.
Второй период (2020 - 2024 годы) характеризуется ускорением темпов роста экономики преимущественно за счет развития высоко- и среднетехнологичных отраслей (оборонных и гражданских), которые характеризуются быстрой отдачей в рост ВРП, а также за счет повышения эффективности использования ресурсов и снятия инфраструктурных ограничений, сдерживающих привлечение инвестиций и развитие отдельных территорий. Создается качественно новый тип мобильности населения и транспортных потоков в экономике. Одновременно возрастает роль и вклад человеческого капитала в экономический рост. Результаты модернизации образования и здравоохранения проявляются не только в развитии указанных секторов новой экономики и сектора общественных услуг, повышении качества предоставляемых ими услуг, но и в повышении качества человеческого капитала, его производительной силы.
Третий период (2025 - 2030 годы) можно рассматривать в полной мере как период развития на основе нового качества человеческого капитала и создания нового экспортного потенциала, опирающегося на товары и услуги с высокой долей добавленной стоимости. По мере роста нормы накопления и создания необходимой инфраструктурной базы замедляется темп роста инвестиций в основной капитал и инфраструктурные секторы, относительно замедляются и общие темпы экономического роста, но продолжает наращиваться отдача от осуществленного финансирования человеческого капитала и научных разработок.