Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД


Таблица 4 - Модель тарифообразования в долгосрочном прогнозе

Показатель

Консервативный вариант

Газ (оптовые цены)

Потребители, кроме населения:

индексация в июле

2015 - 2016 годы по ИПЦ (дек. к дек.) за предыдущий год

2016 - 2017 годы - по ИПЦ (дек. к дек.) за предыдущий год

Население (оптовые цены):

индексация в июле

2015 - 2016 годы = 0,7 от ИПЦ;

с 2015 года = 1,2* ИПЦ (дек. к дек.) за предыдущий год до выхода на уровень оптовых цен для остальных потребителей

с 2017 года = 1,2* ИПЦ (дек. к дек.) за прошедший год

Электроэнергия

Потребители, кроме населения

1) До 2017 года рост цен на электроэнергию в соответствии с принятыми решениями и ограничениями по росту тарифов на сетевую составляющую

2) С 2017 года рост цен ориентирован на динамику цен для промышленных потребителей в Европе (Германия - 20%) с поправкой на обменный курс с 2017 года. Индексация сетевых тарифов определяется с учетом выхода на установленный дисконт для цен на электроэнергию

3) Индексация сетевых тарифов с июля

выход на дисконт 20% в 2017 году

(2016 год - дисконт = 26%)

Население:

индексация тарифов в июле

2015 - 2016 годы = 0,7 от ИПЦ (дек. к дек.) за предшествующий год

с 2017 года = 1,3* ИПЦ (дек. к дек.) за предшествующий год до выхода на соотношение 1,1 - 1,3 к ценам промышленных потребителей

(в 2030 году выход ~= 1,1 к цене для пром. потребителей)

Теплоэнергия

Поэтапный переход на долгосрочное регулирование тарифов на 3 - 5-летний период по модели RAB при ежегодной экономии операционных затрат 1 - 1,5%

При стагнации/резком замедлении экономического роста - по ИПЦ (дек. к дек. пред. года), с понижающими коэффициентами в зависимости от экономической ситуации

2015 - 2016 годы - 0,7 от ИПЦ (дек. к дек.) за предшествующий год

С 2017 года переход на долгосрочные тарифы

Железнодорожные перевозки грузов в регулируемом секторе

Переход на долгосрочное регулирование тарифов на 5-летний период

по модели с элементами RAB с ограничениями:

а) прибыль на капитал - по инвестпрограмме, финансируемой из негосударственных источников и собственных средств

б) экономия затрат на неосновную деятельность

При стагнации/резком замедлении экономического роста - индексация по ИПЦ (дек. к дек.) за предшествующий год

2015 - 2018 годы и далее - по ИПЦ (дек. к дек.) за предшествующий год

Пассажирские перевозки ж/д транспортом в регулируемом секторе

Индексация с января. В целях сокращения перекрестного субсидирования:

2017 - 2020 годы - индексация тарифов = 1,1* ИПЦ (дек. к дек.) за предшествующий год

2021 - 2022 годы по ИПЦ (дек. к дек.) за предшествующий год


И в среднесрочной, и в долгосрочной перспективе основными ограничениями для роста внутренних цен на газ наряду с инфляционными последствиями (особенно со стороны подорожания тепла) является высокий уровень внутренних цен на электроэнергию, а также высокие издержки (низкая эффективность газопотребления) таких крупных потребителей, как производители удобрений и стройматериалов.

В этих сценариях с 2015 года оптовые цены на газ для всех потребителей, кроме населения, до выхода на дисконт в размере 30% от цены равнодоходности с поставками на экспорт в дальнее зарубежье будут индексироваться по уровню инфляции за предыдущий год (декабрь к декабрю предыдущего года). В базовом варианте выход на дисконт прогнозируется к 2028 году, в консервативном варианте - в 2029 году. После выхода на установленный дисконт динамика цен будет в основном ориентирована на европейскую цену газа. Во избежание резких колебаний цен можно установить следующие ограничения: рост цен не должен превышать уровень инфляции, увеличенной в 1,2 раза, а в случае падения мировых цен - не опускаться ниже 100% до выхода на дисконт в 20% от равнодоходной цены.

Ключевым фактором роста цен на электроэнергию является рост цен на основной вид топлива - газ, с учетом межтопливной конкуренции. Через рост цен на электроэнергию для большинства отечественных потребителей транслируется рост цен на газ (на энергетику приходится 55% внутреннего потребления газа). Также рост цен на электроэнергию дает наибольший вклад в инфляцию по сравнению с другими инфраструктурными отраслями.

Рост цен на электроэнергию оказывает значительное влияние на издержки всех отраслей экономики, и особенно на энергоемкие производства российских товаров, торгуемых на внешних рынках.

Высокий уровень цен на электроэнергию на розничном рынке стимулирует крупных потребителей товаров российской промышленности строить собственную генерацию или покупать электроэнергию на оптовом рынке, в то время как для остальных потребителей - субъектов малого и среднего бизнеса, покупающих электроэнергию на розничном рынке, данная тенденция приводит к более высокому росту цен.

Рост цен на электроэнергию в долгосрочный прогнозный период прежде всего будет обусловлен ростом цен на топливо, вводом новых мощностей и ростом сетевых тарифов. При этом внутренние цены должны быть ниже европейских цен для промышленных потребителей (придерживаясь дисконта около 20%).

В консервативном сценарии (вариант 1) предполагается, что дисконт в 20% от европейской цены будет достигнут в 2027 - 2028 годах, в умеренно оптимистичном сценарии (вариант 2) - в 2026 - 2027 годах. При этом регулирование динамики сетевых тарифов определяется уровнем инфляции за предшествующий год (декабрь к декабрю), а после достижения внутренними ценами 20% дисконта рост регулируемого тарифа может определяться динамикой цен для промышленных потребителей в Европе (Германия) с поправкой на обменный курс доллара США.

В целях создания финансовых условий для устойчивой деятельности сетевых компаний в период до 2030 года в электросетевом комплексе необходимо решить ряд структурных проблем: а) сократить потери электрической энергии в энергосетях при ее передаче и распределении, почти в два раза превышающие зарубежные показатели, за счет ввода современных и высокотехнологичных новых мощностей; б) значительно повысить эффективность инвестиционных расходов за счет увязки инвестиционных программ с целевыми показателями надежности и качества путем усиления контроля (к 2020 году предполагается снизить удельные инвестиционные расходы на 30% относительно уровня 2012 года); в) совершенствовать систему тарифного регулирования; г) сократить количество территориальных сетевых организаций в 2,5 раза в целях оптимального распределения ресурсов, связанных с их эксплуатацией, поддержанием и развитием.

Принятое решение об ограничении роста тарифов для населения в 2015 - 2016 годах коэффициентом 0,7 от уровня инфляции (декабрь к декабрю) предыдущего года приведет к увеличению масштабов перекрестного субсидирования, которое, по оценке экспертов, в 2012 году уже составило более 220 млрд. рублей.

Для снижения объема перекрестного субсидирования в прогнозе предусмотрен опережающий рост цен на электрическую энергию для населения. С 2017 года рост цен для населения будет определяться исходя из соотношения 1,1 - 1,3 превышения уровня инфляции (декабрь к декабрю предыдущего года) до выхода на европейское соотношение цен на электроэнергию для промышленных потребителей и населения (1,3 - 1,4).