Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД

10. Параметры развития финансово-бюджетной сферы


Вклад Воронежской области в консолидированный бюджет Российской Федерации за последние годы сохраняет положительную динамику, в 2015 году доля налоговых поступлений с территории Воронежской области составила 0,57% к налоговым доходам консолидированного бюджета РФ, по уровню поступлений налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации в 2015 году область занимает 34-е место среди 85 субъектов РФ, 4-е место среди 18 субъектов ЦФО (в 2014 году 35-е и 5-е место соответственно).

Воронежская область - это регион с диверсифицированной экономикой. Почти четверть объемов налоговых поступлений формируют обрабатывающие производства (23,9%), из которых: производство пищевых продуктов - 8,2%, химическое производство - 3,1%, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 2,8%, производство готовых металлических изделий - 2,3%. Значительные налоговые поступления формируются предприятиями оптовой и розничной торговли - 19,4%, предприятиями, оказывающими услуги по операциям с недвижимым имуществом, - 15,8%, предприятиями транспорта и связи - 6,7%, строительными предприятиями - 6,5%, предприятиями по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 5,1%.

В 2015 году консолидированный бюджет Воронежской области исполнен по доходам в сумме 98442,2 млн. рублей, по расходам - 105084,7 млн. рублей, дефицит -6642,5 млн. рублей. По объему налоговых и неналоговых доходов (74132,1 млн. рублей) Воронежская область находится на 27-м месте среди 83 субъектов Российской Федерации (3-е место среди 18 субъектов ЦФО). В 2015 году доля налоговых и неналоговых доходов в структуре консолидированного бюджета достигла 79,2%, увеличившись на 10 процентных пунктов с 2009 года.

Эффективность реализуемой инвестиционной и налоговой политики региона подтверждена опережающим ростом основных доходных источников бюджета к уровню 2008 года: по налогу на прибыль организаций - рост в 1,75 раза (по субъектам РФ - в 1,2 раза), налогу на доходы физических лиц - в 1,85 раза (по субъектам РФ - в 1,68 раза) и налогам на имущество - в 2,9 раза (по субъектам РФ - в 2,16 раза).

Доля налога на прибыль в последние годы увеличивается. Прирост поступлений обеспечен, прежде всего, за счет роста налоговой базы налогоплательщиков, а также снижением количества убыточных организаций (за 2015 год доля убыточных предприятий составила 19,8%, в 2009 году - 27,1%). Наибольший прирост поступлений налога на прибыль в 2015 году за счет роста налоговой базы обеспечили: АО "Минудобрения", ЗАО "Лискимонтажконструкция", АО "Концерн "Созвездие", ОАО "Электросигнал".

Основной задачей на планируемый период остается увеличение собственных доходов консолидированного бюджета за счет мобилизации налоговых и неналоговых доходов (инвентаризация и увеличение объектов налогообложения по земельному налогу, налогу на имущество организаций, повышение эффективности использования государственной собственности, привлечение инвестиций) и сокращение уровня дотационности консолидированного бюджета области к 2030 году до 10%.

Важным доходным источником консолидированного бюджета области остается налог на прибыль, его доля в структуре собственных (налоговых и неналоговых) доходов планируется от 20 до 25%.

Одним из основных показателей, характеризующих финансовую деятельность предприятий, расположенных на территории Воронежской области, является прибыль до налогообложения. Среднегодовые темпы роста прибыли до налогообложения в 2017 - 2019 годах по первому варианту прогнозируются на уровне 106,3%, по второму варианту - 104,5%, в 2020 - 2025 годах - 106,9% (по второму варианту - 106,6%), в 2026 - 2030 годах - 104,9% (по второму варианту - 104,6%). К 2030 году объем прибыли до налогообложения по первому варианту вырастет в 2,3 раза к оценке 2016 года, по второму - в 2,1 раза.

Структура прибыли организаций Воронежской области на долгосрочный период незначительно изменится. Вливания инвестиций в 2010 - 2015 годах в сельское хозяйство значительно повысили доходность данной отрасли. Доля прибыли до налогообложения предприятий сельского хозяйства в 2015 году достигла 21,5% против 12,8% в 2010 году. На долгосрочный период среднегодовые темпы роста прибыли до налогообложения от организаций сельского хозяйства будут опережать на 0,5 - 0,7 процентного пункта средний показатель по области. Снижение доли прибыли до налогообложения на долгосрочный период прогнозируется по следующим видам экономической деятельности: "транспорт и связь", "строительство", "операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг". В структуре прибыли до налогообложения наибольшая доля (более 40%) приходится на организации обрабатывающих производств.

Следует отметить, что в налоге на прибыль налогооблагаемая прибыль предприятий, зарегистрированных на территории области, занимает около 50% суммы налога, оставшуюся часть налога уплачивают обособленные предприятия (филиалы) крупных компаний. К наиболее значимым налогоплательщикам этой группы относятся филиалы ПАО "Сбербанк России", АО "Атомный энергопромышленный комплекс", ПАО "Газпром", ПАО "Лукойл". Среднегодовые темпы роста прибыли крупных налогоплательщиков прогнозируются на уровне 105 - 106%, что соответствует среднероссийским показателям.

В целях создания условий для устойчивого экономического роста в регионе продолжится работа по поддержке инвестиционной деятельности, направленной на увеличение налогооблагаемой базы на основе роста предпринимательской активности, и созданию благоприятных условий для расширения производственной сферы. Для организаций, реализующих особо значимые инвестиционные проекты на территории области, будет сохранен режим освобождения от уплаты налога на имущество организаций и понижения налоговой ставки по налогу на прибыль, субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам, субсидирование инженерной инфраструктуры.

Одновременно с принятием новых налоговых преференций в области ежегодно осуществляется оценка бюджетной и социальной эффективности предоставляемых налоговых льгот. Ежегодный анализ позволяет своевременно реализовывать меры по отмене льгот, имеющих низкий экономический эффект, и ужесточить условия их предоставления. Только за последние 3 года по результатам проведенной оценки объем льгот сокращен на 43,7%, или на 1922 млн. рублей.

Финансово-бюджетная политика Воронежской области на долгосрочный период будет ориентирована на:

- обеспечение стабильности доходной базы бюджета, укрепление и наращивание налогового потенциала;

- развитие и совершенствование комфортного инвестиционного и налогового законодательства;

- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости регионального и местных бюджетов, совершенствование межбюджетных отношений;

- обеспечение взаимодействия органов государственной власти, налоговых органов в целях повышения результативности налогового администрирования, реализации мероприятий по повышению эффективности использования государственной собственности;

- проведение эффективной долговой политики, построенной на принципах безусловного исполнения и обслуживания принимаемых обязательств.