В рамках создания туристского кластера большую роль играют действующие образовательные учреждения города Орла и области. Ключевую роль в обучении и повышении квалификации персонала для предприятий и экспертизе проектных документов кластера играет ОГУ имени И.С. Тургенева. На базе университета возможно создание образовательного центра по повышению квалификации работников предприятий туристской индустрии. В рамках образовательного центра могут готовиться рабочие группы по выполнению проектной деятельности в рамках кластера.
К предприятиям индустрии туризма, которые будут проходить курсы по повышению квалификации в образовательном центре, относятся: средства размещения, транспортные компании, объекты общественного питания, объекты санаторно-курортного лечения и отдыха, объекты и средства развлечения, познавательного делового и иного назначения, организации, предоставляющие услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, иные предприятия туристской индустрии.
В рамках повышения квалификации предполагается получение работниками туристских предприятий новых профессиональных компетенций, необходимых для ведения деятельности в рамках стратегии туристского кластера. По окончании курсов обучающиеся смогут на высоком профессиональном уровне проектировать, разрабатывать, продвигать и реализовывать туристский продукт кластера, удовлетворяющий требованиям современного потребителя.
К основным задачам, выполняемым образовательным центром, относится обучение:
1) технике проектирования туристского продукта;
2) методике проведения маркетингового исследования туристского рынка;
3) правилам ведения ценовой политики предприятия туристской индустрии;
4) особенностям и технологиям принятия управленческих решений в сфере туристской деятельности.
На площадках образовательных учреждений города Орла могут проводиться крупные туристские форумы, конференции, симпозиумы, круглые столы и саммиты.
Создание туристского кластера характеризуется высокой степенью инновационной ориентированности. Успешное развитие туристского кластера возможно при условии выхода на новые потребительские рынки и ниши. Для этого необходимы вертикальная и горизонтальная системы формирования кластера. В этой связи высшие учебные заведения должны интегрироваться в экономические процессы региона, что выражается в проведении инновационных форсайтов, "мозговых штурмов" с участием руководителей туристских предприятий. Высшие учебные заведения Орла будут выполнять роль инновационной инфраструктуры, обеспечивая участников кластера инновациями и высококвалифицированными специалистами, способными внедрять разработки в развитие туристского кластера.
При этом целесообразным будет создание на базе образовательных учреждений области системы центров внедрения инновационных туристских технологий, что позволит кооперироваться с действующими предприятиями туристской индустрии и осуществлять вертикальную интеграцию производственного процесса. Туристский кластер на этом этапе будет требовать от высших учебных заведений и научных лабораторий поиска инновационных направлений совершенствования системы поставки, производства и сбыта туристской продукции кластера.
Важно включение ВУЗов в туристский кластер в качестве участников, реализующих функцию научно-технического обеспечения туристских бизнес-процессов и инновационного продуцирования туристского продукта. Это позволит также найти модернизационные направления образовательной деятельности и развития научных знаний в сфере туризма.
Технические возможности ВУЗов региона позволят тиражировать передовые разработки и популяризировать результаты проектной деятельности туристского кластера.