Действующий

Об утверждении Стратегии развития туристского кластера Орловской области (с изменениями на 22 июля 2019 года)



4.3. Механизмы по увеличению выручки резидентами кластера


Для увеличения суммарной выручки резидентов туристского кластера в регионе должен быть предусмотрен комплекс мер, направленных на рекламу туристского потенциала Орловской области и продвижение продукции и услуг резидентов туристского кластера.


Одной из таких мер должна стать ежегодная региональная туристская выставка Орловской области, которая может быть приурочена к главному деловому событию в сфере туризма форуму "Regional Tourism Trends" (RTT). Данный форум позволит в полной мере презентовать туристский потенциал Орловской области не только жителям региона, но и предпринимателям соседних областей, иногородним экспертам в сфере туризма, представителям органов региональной и федеральной власти, в том числе смежных отраслей народного хозяйства. Туристская выставка с презентацией возможностей именно резидентов туристского кластера, а также инвестиционных проектов, подготовленных кластером, позволит привлечь возможных инвесторов к финансированию совместных проектов предпринимательских структур, а также реализовать в полной мере потенциал орловских предприятий в сфере сервиса.


Увеличению продаж будет способствовать рекламная кампания и продвижение туристского продукта, созданного совместно несколькими резидентами кластера. Таким продуктом может быть туристские и экскурсионные маршруты, событийные мероприятия, деловые форумы, туристские выставки, путеводители, карты, а также иные туристские услуги, являющиеся совместным продуктом резидентов кластера. Резиденты туристского кластера подписывают соглашение о совместной разработке туристского продукта, который предполагает дальнейшее его продвижение за счет кластера, а также соответствующего софинансирования из средств коммерческих структур.


Туристский кластер разрабатывает и реализует концепцию масштабной рекламной кампании туристских возможностей Орловской области в соседних регионах путем размещения информационных материалов в предварительно отобранных СМИ Калужской, Тульской, Брянской, Курской, Липецкой, Воронежской, Белгородской, Московской областей и других субъектах Российской Федерации. Важным этапом проведения рекламной кампании Орловской области является интернет-реклама, в том числе туристского портала Орловской области.


Важно понимание мотивации туристов к покупке конкретных услуг и продуктов во время поездки, которое напрямую связано с покупательской способностью и наличием турпродукта, готового к употреблению. Отсутствие в Орловской области линейки брендированной туристской продукции (сувениров, экскурсий, маршрутов, одежды, книг, карт, путеводителей, альбомов о достопримечательностях области, продуктов питания, характерных именно для данного региона) приводит к неудовлетворенному туристскому спросу, который выражается в желании потратить определенную сумму денег на традиционные для поездок товары и услуги. Создание кластером единого брендированного туристского продукта, реализуемого в дальнейшем в рамках мероприятий и крупных событий в Орловской области, позволит удовлетворить туристский спрос и увеличить выручку резидентов кластера.


Для формирования линейки туристской продукции туристский кластер в рамках ежегодной сметы определяет конкретных ее разработчиков из числа резидентов туристского кластера, объединяя профессиональные навыки предпринимательских структур. При этом авторские права создателей турпродукта считаются утраченными с момента подписания акта выполненных работ по договору о предоставлении услуг по разработке и созданию конкретных туристских продуктов и услуг. Необходимость разработки и внедрения тех или иных услуг и турпродуктов в рамках сметы определяется на Совете кластера.


Туристский кластер вырабатывает систему взаимной интеграции резидентов кластера в смежные с туризмом области экономической деятельности. Для этого необходимо определить условия взаимовыгодного сотрудничества резидентов с целью увеличения объемов продаж. Такое сотрудничество может выражаться в совместной рекламе друг друга на льготных условиях. Так, к примеру, запуск рекламы ресторана совместно с салоном красоты будет способствовать большему охвату потенциальных потребителей. Эффект большего охвата потенциальных потребителей рекламой достигается путем включения в совместную или взаимную рекламу раскрученных и популярных предприятий (ресторанов, кафе или туроператоров), которые за счет своей известности продвигают услуги своих партнеров из смежной сферы.


Важнейшим шагом к увеличению объемов продаж продукции и услуг резидентов туристского кластера является создание единой дисконтной системы, выражающейся в разработке специального мобильного приложения, которое объединит все скидки и акции, предлагаемые резидентами. При этом, каждый участник кластера должен предложить определенную льготу или бонус (не обязательно, выражающуюся в скидке). Бонусы, льготы и скидки могут меняться с определенной периодичностью. Бонус или скидка может быть прогрессивными, в то же время по согласованию с кластером, скидка может быть изменена или заменена по желанию резидента.


Таким образом, главной целью такой системы является увеличение объемов продаж, за счет распространения клубной карты туристского кластера среди потребителей услуг. Карта вкупе с мобильным приложением привлекут значительное количество клиентов, которые распространят информацию о данной системе льгот, бонусов и скидок среди своих родственников, знакомых и друзей. Такая карта туриста позволит стимулировать нерезидентов вступать в кластер и одновременно получать ряд привилегий, которые предоставляет концепция работы данной структуры.


Также для увеличения объемов продаж кластер может запустить систему промокодов. Промокод дает право либо на скидку, либо на дополнительные бонусы. Промокоды могут продвигать блогеры, сами резиденты, кластер и иные коммерческие и некоммерческие структуры. Для систематизации и единого ценообразования резидентов кластера промокоды следует объединять по принципу общности предлагаемых товаров и услуг в конкретный период действия акции. Так, кластер последовательно может объявлять и анонсировать "неделю туров", "неделю бизнес-ланчей", "неделю красоты", "неделю возврата кэшбэка" и другие акции, что будет способствовать привлечению потребителей.


Одним из условий членства в кластере должна стать лояльность к остальным резидентам со стороны участников. Такая лояльность должна выражаться во взаимном размещении рекламной печатной продукции резидентов на предприятиях в свободном доступе для клиентов. Все резиденты таким образом продвигают друг друга. Исключение составляют компании, работающие в одном направлении (например, турагентство не может продвигать другое турагентство).