Многие хозяйствующие субъекты сегодня продолжают осуществлять свою деятельность, руководствуясь традиционными методами. При создании кластера помимо сценарного необходимо руководствоваться системным подходом, предполагающим ведение туристской политики в форме реализации возможностей региона благодаря эффективному использованию имеющихся ресурсов.
В рамках кластерного развития необходимо также вывести на рынок современные туристские продукты, способные вывести туризм в регионе на принципиально новый уровень. Речь идет об инновационных услугах, продуктах и стратегиях вывода их на рынок, предполагающих комплексное туристское обслуживание на основе модернизированных традиционных услуг.
Важнейшими задачами при создании туристского кластера являются разработка однодневных и многодневных туристских маршрутов по области и официальная их регистрация, в том числе в Комитете по импортозамещению АТОР. Для этого будет разработано несколько брендовых маршрутов, продвигающих "ядро" кластера. Маршруты должны объединять самые главные историко-культурные объекты региона, составляющие основное наследие территории, известное за пределами Орловской области. Брендовые маршруты смогут объединить участников кластера на различных участках работ, а конечный туристский продукт сделает регион узнаваемым. Главными критериями турпродукта станут круглогодичность, регулярность, целостность и завершенность. Маршруты должны соответствовать государственным стандартам. Важным аспектом позиционирования брендовых маршрутов станет их строгое соответствие утвержденной программе и наличие соответствующего логотипа у всех предприятий, обслуживающих группы туристов на маршруте. Для каждого маршрута будет разработан стандартизированный информационный пакет. При этом каждый участник маршрута будет иметь возможность самостоятельно определять продолжительность тура без потери его качества и целостности.
С учетом того, что ядром кластера Орловской области является историческое прошлое, связанное с известными писателями и поэтами, брендовые маршруты должны предполагать соответствующий региональный колорит и привязываться к литературным местам: усадьбам писателей, музеям, хранящим коллекции с личными вещами писателей-орловцев, к их местам рождения и захоронения, а также описанным в произведениях пейзажам.
Помимо брендовых, предполагается создать ряд культурно-познавательных маршрутов, в том числе и межрегиональных, объединяющихся по тематическому признаку: религиозные и паломнические туры, туры историко-культурной направленности, не связанные с литературным прошлым, туры военно-патриотической и экологической направленности и другие.
На маршрутах предполагается реализация сувенирной и местной продукции кластера, изготовленной с учетом орловского колорита. Для этого необходимо проработать линейку орловской сувенирной продукции, обозначить общие критерии, которым она должна соответствовать в целях создания положительного образа Орловщины, как региона благоприятного для туризма. Вся сувенирная продукция кластера должна быть выполнена в едином стиле с учетом бренда и логотипа.
Одним из важных этапов создания кластера является внедрение в оборот единого билета для посещения всех основных музеев Орла и области. Срок действия такого билета может варьироваться от двух до пяти дней и в него будут включены музеи с наибольшей посещаемостью и менее известные музейные экспозиции. Единый билет можно будет заранее заказать на официальном портале туристского кластера.
Одним из современных туристских продуктов, предлагаемых уже во многих областях, являются мультимедийные выставки. Данная инновационная технология позволит продвигать турпродукт кластера более эффективно при помощи создания объемных образов на плоской поверхности с имитацией их текстуры и свойств. При помощи мультимедийных выставок можно демонстрировать экспонаты музеев в действии и со звуковым сопровождением. Численность туристов, готовых посетить такие выставки, гораздо больше, чем на традиционных показах экспозиций. Мультимедийные выставки позволят показать экспонаты музеев, которые невозможно выставить в основных залах из-за ограниченности площадей, что повысит конкурентоспособность музеев и привлечет значительное число посетителей. Огромный потенциал такого рода технологий сможет вывести Орловскую область на новый уровень, показать также уникальные экспонаты, находящиеся в экспозициях других музеев России, но имеющие отношение к истории Орловского края.
В рамках показа как на мультимедийных выставках, так и в ходе традиционного экскурсионного показа и осмотра историко-культурных достопримечательностей, гостям Орловской области могут быть предложены аудиогиды. Наряду с традиционным аудиоустройством с наушниками, выдаваемым посетителю музея на входе, актуальным новшеством стали мобильные аудиогиды, которые представляют собой мобильные приложения для самостоятельного знакомства с экспонатами и историческими объектами. При помощи такого приложения экскурсант сможет прослушать аудиоэкскурсию тогда, когда ему это удобно. Мобильные приложения-путеводители способны определить месторасположение различных объектов и в автоматизированном режиме построить маршрут, что позволит туристу самостоятельно определять свой путь. Интеграция с социальными сетями, интерактивное меню, демонстрация видео, 3D-панорам делает подобные приложения продуктом нового поколения. Внедрение такой инновации в Орловском кластере привлечет значительное количество самостоятельных туристов. Для создания сети интерактивных туристских маршрутов необходимо разработать сопроводительную документацию, включающую текстовую часть экскурсий по направлениям туристской деятельности, наиболее востребованным в области: культурно-познавательный, этнографический, экологический туризм, - разбив их на подгруппы, ориентируясь на "ядро" кластера и наиболее уникальные объекты и достопримечательности Орла и области.
Таким образом, продвижение традиционного туристского продукта кластера планируется осуществлять с использованием новых технологий, применяемых в передовых туристских центрах и апробированных в крупных городах и федеральных музеях России.