Важнейшим аспектом создания туристско-рекреационного кластера в Орловской области является формирование бренда и имиджа, которые позволят позиционировать регион на всероссийском и международном туристском рынке. Бренд орловского кластера должен соответствовать нескольким основополагающим критериям:
1) узнаваемость;
2) привлекательность;
3) новизна и оригинальность;
4) запоминаемость;
5) соответствие визуальному и смысловому воплощению;
6) ассоциативность с традиционными орловскими промыслами и историко-культурными объектами.
Бренд туристского кластера Орловской области должен включать визуальное оформление туристской, сувенирной и рекламной продукции региона, формировать положительный, узнаваемый имидж кластера на внутрироссийском и мировом рынках туристских услуг. Это позволит повысить конкурентоспособность туристских услуг Орловской области и увеличить, прежде всего, внутренние туристские потоки из соседних регионов предположительно не менее чем на 40%.
Сегодня узнаваемость Орловской области как туристского центра обуславливается наличием нескольких разрозненных объектов, потенциально способных привлечь туристов: национальный парк "Орловское полесье", город церквей Болхов, исторический центр города Орла, старинные усадьбы Орловской области, государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново".
Вместе с тем комплексного, сформированного бренда и туристского имиджа Орловской области сегодня не существует. Создание кластера предполагает создание концепции бренда и продвижение его на внутрироссийском и международном рынках.
Для этого необходимо создание положительного образа Орловщины, основанного на новых туристских продуктах, связанных с историческим прошлым региона, а именно: народных традициях, традиционном искусстве и кустарном промысле, произведениях писателей-орловцев, традиционных блюдах и изделиях, музыкальных произведениях орловских композиторов, праздниках, танцах, а также включение всего вышеперечисленного в новые туристские маршруты по наиболее известным достопримечательностям, расположенным как на территории Орловской области, так и в соседних регионах.
Таким образом, туристский бренд и имидж кластера должны сформировать продукты исторического прошлого Орловской области, которые следует разделить на группы:
1) этнографические памятники;
2) произведения литературы;