Действующий

Об утверждении Стратегии развития туристского кластера Орловской области (с изменениями на 22 июля 2019 года)



4.4. Механизмы по созданию новых рабочих мест в сфере туризма и сопутствующих сферах


Одной из основных целей развития туристского кластера Орловской области является создание новых рабочих мест в индустрии туризма. При этом важно понимание, что конкретные цели и задачи развития туристской отрасли в регионе взаимосвязаны и дополняют друг друга, что можно сказать и о вопросе формирования новых рабочих мест. Увеличение объемов продаж резидентов кластера, а также формирование устойчивых туристских потоков в Орловскую область, приведут к необходимости расширения штата действующих компаний, открытия новых коммерческих структур и увеличения мощностей. Все вышеописанные факторы потребуют создания новых рабочих мест и развития конкурентоспособного кадрового рынка в туристской отрасли региона.


Рынок труда в сфере туризма как России в целом, так и в Орловской области характеризуется серьезным структурным дисбалансом, основная черта которого - дефицит квалифицированного персонала на фоне избытка кандидатов на вакансии. Около 80 - 90% всех соискателей рабочих мест не имеют должного опыта и навыков работы в сфере туризма.


Помимо вышесказанного рынок труда в сфере туризма имеет свойство постоянного обновления и перераспределения в смежных сферах экономики. В этой связи многие компании сферы туризма испытывают потребность в высокопрофессиональных кадрах, стремясь удержать опытных сотрудников. Создание туристским кластером постоянно обновляемой базы вакансий в сфере туризма и смежных сферах, а также размещение ее на официальном туристском портале Орловской области, позволит наладить систему кадрового обеспечения резидентов туристского кластера. Такая база вакансий должна включать как объявления о приеме на работу, так и резюме соискателей в сфере туристской деятельности.


Отдельного внимания заслуживает вопрос обеспечения рынка туризма Орловской области профессиональными кадрами в тех сферах, где предприятия испытывают потребность в работниках. Для этого необходимо провести анализ рынка, выявить потребности и проблемы кадрового обеспечения и внедрить систему подготовки и переподготовки специалистов для отрасли туризма на базе крупнейших ВУЗов Орла и соседних регионов. В рамках исследования необходимо выявить профессиональные компетенции и навыки, которыми должны обладать специалисты и сформировать запрос образовательным учреждениям, которые разработают необходимые образовательные программы в рамках действующих направлений подготовки с конкретными профилями. Сегодня рынок туризма Орловской области испытывает потребность в квалифицированных экскурсоводах, специалистах IT-индустрии, маркетологах, а также работниках по узким направлениям туристской деятельности (экологический туризм, событийный туризм, религиозный туризм). В то же время существует диссонанс между количеством выпускников туристских направлений подготовки и трудоустроившихся по специальности.


Для создания новых рабочих мест в сопутствующих туризму сферах необходимо провести ряд мероприятий по привлечению туристских потоков в Орловскую область. Для этого необходимо сформировать привлекательный туристский продукт, войти в крупные федеральные туристские маршруты, заключить соглашения с руководством соседних регионов о совместном формировании и продвижении межрегиональных тематических маршрутов.


Необходимо провести на областном уровне ряд совещаний с крупнейшими федеральными и региональными туристскими операторами по налаживанию взаимодействия друг с другом и включению туристских программ по Орловской области в перечень реализуемых туруслуг крупных операторов.