ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 декабря 2016 года N 816

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 05.02.2013 N 48


В целях приведения нормативного правового акта Правительства Ростовской области в соответствие с действующим законодательством Правительство Ростовской области постановляет:

1. Внести в приложение к постановлению Правительства Ростовской области от 05.02.2013 N 48 "Об утверждении Стратегии сохранения окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области на период до 2020 года" изменения согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Молодченко Ю.С.

Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ

     Постановление вносит
     министерство природных
     ресурсов и экологии
     Ростовской области






Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 05.12.2016 N 816


ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ПРИЛОЖЕНИЕ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 05.02.2013 N 48 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОХРАНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"


1. Пункт 2 раздела II дополнить подпунктом 2.8 следующего содержания:

"2.8. Обеспечить предотвращение вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечение вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот.".

2. Часть 1 раздела III изложить в редакции:


"1. Утилизация отходов производства и потребления. Ликвидация накопленного экологического ущерба


1.1. Краткий анализ ситуации

Одной из наиболее важных экологических проблем в Ростовской области, и прежде всего в городах и районных центрах, является проблема обращения с отходами производства и потребления, их сбора, размещения, утилизации, переработки и обезвреживания.

На территории Ростовской области ежегодно образуется около 10 млн. т отходов производства и потребления, из которых используется и обезвреживается лишь 2,4 млн. т.

Ситуация в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и вторичными материальными ресурсами (далее - ВМР) характеризуется тенденцией увеличения объемов отходов, размещаемых на свалках, продолжающимся загрязнением окружающей среды, усилением причинения вреда здоровью и благополучию населения, а также практическим отсутствием действий по цивилизованному извлечению и использованию ВМР.

По данным регионального кадастра отходов производства и потребления на территории Ростовской области по состоянию на 1 августа 2012 г. расположен 761 объект размещения отходов. Кроме того, на территории Ростовской области образуются свалочные очаги и навалы мусора.

Основные проблемы в области обращения с ТКО и ВМР:

несовершенство действующего федерального законодательства, регулирующего обращение с ТКО и ВМР;

отсутствие эффективной системы управления ТКО и ВМР;

несовершенство систем учета и контроля образования ТКО и ВМР, их движения;

неполный охват населения услугами по планово-регулярной очистке;

отсутствие современных полигонов для размещения ТКО, обустроенных с соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований;

недостаток и использование физически и морально устаревшей спецтехники, не соответствующей современным экономическим и экологическим требованиям;

отсутствие необходимого количества контейнеров и контейнерных площадок;

необходимость рекультивации существующих объектов размещения ТКО;

отсутствие организованной системы сбора ВМР;

отсутствие производственной базы по механизированной сортировке ТКО и переработке ВМР в товарную продукцию;

неразвитость рынка вторичного сырья и продукции, произведенной на его основе.

Другой важной экологической проблемой является наличие на территории Ростовской области объектов накопленного экологического ущерба.

Так, с 1975 года на территории Ростовской области имеются объекты, на которых хранятся пришедшие в негодность пестициды и агрохимикаты, оставшиеся бесхозяйными после распада колхозов.

В целях предотвращения опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в 2011 - 2012 годах в рамках Областной долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.08.2010 N 143, осуществлялись мероприятия по утилизации (захоронению) пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов. Аналогичные мероприятия реализуются в рамках государственной программы Ростовской области "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 595.

Всего с территории 27 муниципальных образований Ростовской области на специализированные объекты размещения опасных отходов, расположенные в других регионах, вывезено 2,5 млн. т пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов.

Более 500 т бесхозяйных пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов еще остаются в складских помещениях в Миллеровском и Тарасовском районах, в захоронениях, расположенных на территории Милютинского и Багаевского районов.

Кроме того, объектами накопленного экологического ущерба являются:

полигон промышленных отходов ликвидированного ОАО "Волгодонской химический завод";

полигон складирования отходов литейного производства предприятий г. Азова;

закрытый полигон твердых бытовых отходов в г. Таганроге;

закрытый полигон промышленных отходов в районе ул. Грибоедова в г. Новочеркасске;

закрытый полигон твердых бытовых отходов в г. Новочеркасске.

Решение вопроса о ликвидации указанных объектов накопленного экологического ущерба возможно после разработки проектно-сметной документации на рекультивацию указанных объектов и определения источников финансирования для выполнения работ.

Экологические проблемы последствий реструктуризации угольной промышленности Восточного Донбасса в основном связаны с затоплением подземных горных выработок, подтоплением земной поверхности и загрязнением поверхностных и подземных вод высокоминерализованными шахтными водами, вытеснением из техногенных пустот на поверхность вредных и опасных рудничных газов, возгоранием породных отвалов, образованием провалов земной поверхности и другими причинами. Площадь территории ликвидируемых шахт угледобывающего комплекса Восточного Донбасса составляет более 89 тыс. га.

Основными источниками загрязнения рек являются следующие шахты: "Глубокая", им. Красина, им. Кирова, "Комиссаровская", "Восточная", "Тацинская", N 15 шахтоуправления "Несветаевское", шахты шахтоуправления "Краснодонецкое". Предположительный срок полного затопления указанных шахт - 2017 год. К этому времени и следует ожидать максимального проявления негативных процессов, сопровождающих затопление шахт.

1.2. Основные задачи:

создание на территории Ростовской области единой правовой базы в области обращения с ТКО и ВМР, в том числе совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности по обращению с ТКО;

развитие инфраструктуры по раздельному сбору, утилизации (использованию), обезвреживанию и размещению ТКО, в том числе строительство новых и рекультивация не отвечающих современным санитарным и экологическим требованиям объектов размещения ТКО, реализация инвестиционных проектов по строительству на территории Ростовской области межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (далее - МЭОК);

развитие системы просвещения и воспитания по вопросам обращения с ТКО;

ликвидация (снижение негативного воздействия) объектов накопленного экологического ущерба;

решение проблем экологии при реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли.

1.3. Первоочередные меры:

реализация мероприятий подпрограммы "Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами на территории Ростовской области" государственной программы Ростовской области "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 595;

строительство в рамках МЭОК новых объектов, отвечающих требованиям природоохранного законодательства - полигонов, мусороперерабатывающих и мусоросортировочных комплексов, мусороперегрузочных станций;

реализация в 2013 году мероприятий по утилизации (захоронению) на специализированных полигонах за пределами территории Ростовской области пришедших в негодность бесхозяйных пестицидов и агрохимикатов;

выполнение в 2015 году мероприятий по мониторингу состояния пришедших в негодность бесхозяйных пестицидов и агрохимикатов и, в случае необходимости, их утилизация (обезвреживание);

выполнение мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, включающих мероприятия по ликвидации экологических последствий массовой ликвидации шахт Восточного Донбасса.

1.4. Ожидаемые результаты:

прекращение роста к 2015 году и сокращение к 2020 году количества и занимаемых площадей мест хранения отходов, не отвечающих санитарным и экологическим требованиям;

сокращение количества ТКО, направляемых на захоронение;

увеличение объемов ТКО, вовлекаемых в хозяйственный оборот;

уменьшение негативного воздействия ТКО на окружающую среду и здоровье населения;

сокращение объемов пестицидов и мест их хранения на территории Ростовской области с приведением этих мест в безопасное для окружающей среды состояние;

снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду.".

3. В графе 3 пункта 6 таблицы слова "строительство межмуниципальных полигонов для размещения отходов производства и потребления" заменить словами "строительство межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов".

Начальник управления
документационного обеспечения
Правительства Ростовской области
Т.А.РОДИОНЧЕНКО

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»