ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2000 года N 193
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА 2001 - 2005 ГОДЫ
В соответствии с требованиями современных коммуникационных потребностей Республики Хакасия и в связи с выраженной необходимостью формирования и развития телекоммуникационных сетей Правительство Республики Хакасия постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития телекоммуникационной среды Республики Хакасия на 2001 - 2005 годы (приложение).
2. Отделу информатизации Аппарата Правительства Республики Хакасия (Боярский Г.М.) совместно с ОАО "Электросвязь" (Иванов Е.В. - по согласованию), Министерством по делам ГО и ЧС Республики Хакасия (Бурцев Ф.Н.), Министерством по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия (Романюк В.П.), Хакасским территориальным управлением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (Шалимов П.А. - по согласованию), Радиотелевизионным передающим центром (Гребенщиков Н.Н. - по согласованию), Государственной телевизионной и радиовещательной компанией Республики Хакасия (Устяхин В.И. - по согласованию) разработать проект закона "О Программе развития телекоммуникационной среды Республики Хакасия" в срок до 1 апреля 2001 года.
3. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на Председателя Правительства Республики Хакасия Лебедя А.И.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Хакасия
В.ПОПОВ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА 2001 - 2005 ГОДЫ
Растущие потребности пользователей, с одной стороны, и стремительный технологический процесс - с другой, определяют быстро изменяющуюся обстановку в области телекоммуникаций. В данный момент наиболее перспективными техническими решениями в области передачи информации являются следующие направления:
- фиксированная связь: оптоволоконные линии связи, IP-телефония, интеллектуализация каналов связи;
- подвижная связь: транкинговая радиосвязь (МРТ 1327);
- спутниковая связь: связь по технологиям VSAT/USAT.
Волоконно-оптические и спутниковые линии связи уже сегодня занимают ведущее место в создании глобальных линий связи. Само появление оптического волокна как возможной среды передачи данных революционным образом повлияло на организацию современных высокоскоростных телекоммуникационных технологий и во многом определило стратегию развития этой области. Однако доведение волокна до конкретного пользователя остается крайне дорогостоящим мероприятием.
Развитие спутниковых систем связи за последние 10 лет также сопряжено с резким увеличением их пропускной способности, соизмеримой с пропускной способностью современных ВОЛС, но в отличие от последних они обеспечивают естественную доставку информации непосредственно пользователю в любой точке земли. Поэтому интегрирование ВОЛС, пропускная способность которых уже в недалеком будущем достигнет сотен гигабит в секунду, и спутниковых систем, обеспечивающих эффективное глобальное распределение трафика, вероятно, является одним из основных направлений формирования единого мирового информационного пространства.
Подобная интеграция наблюдается не только в каких-либо конкретных случаях, для определенных технических решений, но и в более широком, концептуальном масштабе. Виды таких интеграционных процессов весьма разнообразны: совместное использование ресурсов, конвергенция - взаимное проникновение технологий, поглощение одной технологии другой, объединение, в результате которого расширяются возможности телеинформационных систем и появляются новые услуги связи.
Глобальным основополагающим направлением является электронизация - переход всей техники и технологии электросвязи на электронную базу.
Вторым по важности и массовости направлением интеграции можно назвать цифровизацию. В течение последнего десятилетия этот процесс происходил во всех структурных компонентах электросвязи: каналах, передающих и приемных устройствах, оборудовании коммутации и управления, а также проявился в развитии и совершенствовании элементной базы и технологий.
На современном этапе развития электросвязи важнейшую роль играет компьютеризация, интегрирующая сети; системы передачи, коммутации, управления; терминальные устройства. Интеллектуализация является естественным проявлением интеграционного процесса - на той стадии, когда такое разделение способствует развитию новых услуг электросвязи, становится экономически целесообразным; кроме того, позволяет объединять все процессы предоставления услуг в единую службу.
До последнего времени процессы управления не были интегрированы: отдельно управлялись системы передачи и отдельно - системы коммутации и т.д. Но по мере интеграции процессов передачи и коммутации и особенно в связи с разработкой и развитием интегральных цифровых сетей с пакетной коммутацией (Интернет, АТМ), ростом скоростей передачи и коммутации вопросы управления в таких сетях значительно усложнились, и постепенно они выделились в самостоятельные единые стандартизованные системы.
Важное значение для удешевления устройств и элементной базы, оптимизации взаимодействия оборудования, сетей и служб электросвязи имеет унификация. Это направление предполагает координацию усилий разных организаций в области решения одних и тех же вопросов и таким образом позволяет избежать параллелизма в проводимой работе. Унификация также стимулирует создание и внедрение единых нормативных и методических документов.
Персонализация является одним из принципиальных этапов развития технологий электросвязи, так как представляет собой переход от адресации терминалов к адресации пользователей. В настоящее время в каждом из видов связи существует своя система адресации. В персональной системе связи каждый пользователь будет иметь единый адрес, независимо от того, в какую сеть он включен, какой вид связи использует и где находится в данный момент времени. При переходе к персональным сетям возникает необходимость интеграции существующих систем адресации, среди которых к персональной наиболее близка система, принятая в Интернет и мобильных сетях.
Процесс глобализации электросвязи вызван необходимостью обмена информацией внутри постоянно расширяющегося пространства: от населенного пункта к стране, континенту, затем в пределах земного шара. Одним из направлений глобализации является интеграция российских сетей и систем электросвязи в глобальное информационное пространство. Глобализация требует интеграции систем передачи, коммутации, сигнализации, адресации, управления, биллинга.
Стандартизацию следует понимать как законодательное обеспечение всех рассмотренных процессов, то есть как совокупность всех нормативно-технических документов отрасли: стандартов, руководящих документов, рекомендаций, правил, инструкций, руководств.
Естественно, что базовыми документами являются стандарты. Поскольку система электросвязи России должна гармонично объединиться с мировой, то и российские стандарты должны быть как можно ближе к мировым. К сожалению, на этом пути возникают большие трудности, связанные в первую очередь с тем, что за последнее десятилетие наряду со стандартами МСЭ появились стандарты Интернет и многих других авторитетных организаций (ETSI, форумов АТМ, FR, ADSL, пользователей ISDN США и др.), которые в ряде случаев значительно различаются (например, рекомендации стандартов МСЭ и ETSI на параметры качества услуг технологии АТМ и нормы на них). Возникает вопрос об интеграции самих систем стандартизации.
Однако, при всей перспективности оптоволоконной и спутниковой связи, не стоит сбрасывать со счетов и старые телефонные линии (миллионы тонн медных кабелей, закопанных в землю). Стоимость их огромна, а износа им не будет еще несколько десятилетий. Существует множество технических решений и вариантов технологий использования этих каналов связи. Наиболее перспективный выход - внедрение стандарта Digital Subscriber Line (хDSL) - цифровой абонентской местной линии, соединяющей клиента и АТС провайдера. Эта технология может обеспечить достаточно высокое качество передачи данных при сравнительно низкой цене.
Семейство хDSL (цифровая абонентская линия) состоит из следующих вариантов технологий:
ADSL - Asymmetric Digital Subscriber Line (асимметричная DSL): предназначена для реализации услуг доступа в Интернет. При использовании splittera (частотного разделителя) возможно одновременное использование линии для обычной телефонии и доступа в Интернет.
HDSL - High-bit-rate Digital Subscriber Line (высокоскоростная DSL): используется с 1991 года и дает возможность двусторонней передачи данных с большой полосой пропускания без ретрансляторов по витой паре на расстояние до 5 - 10 км (4 провода/2 пары).
SDSL - Single-line Digital Subscriber Line (однолинейная DSL): обеспечивает возможность образования нескольких каналов передачи данных и телефонного трафика в одной витой паре. Скорость передачи 700 кбит/сек.
VDSL - Very high Digital Subscriber Line (высокоскоростная DSL): сверхвысокоскоростная цифровая абонентская линия, находящаяся в стадии разработки, поддерживающая скорость 13 Мбит/с на расстояниях до 1,5 км, 26 Мбит/сек до 1 км и 51,8 Мбит/сек до 300 м.
RADSL - Rate Adaptive Digital Subscriber Line (DSL с адаптивной скоростью): цифровая абонентская линия с настройкой скорости передачи до 7 Мбит/сек, допускающая как асимметричную, так и симметричную передачу данных. Позволяет управлять скоростью передачи.
1.1 Сущность телекоммуникационного развития Республики Хакасия
Важной составляющей информационной инфраструктуры Республики Хакасия является телекоммуникационная среда - комплекс линий связи, аппаратных средств, формирующих транспортную сеть для передачи информации.
С учетом сложного территориального расположения республики и явной неравномерности развития, а в некоторых местностях полного отсутствия современных телекоммуникационных средств, задача формирования телекоммуникационной среды становится одной из первых в развитии информационной инфраструктуры Республики Хакасия.
Координация активного развития существующих и обоснованного создания новых телекоммуникационных сетей республики позволит обеспечить их эффективное функционирование в рамках единого информационного пространства.
Телекоммуникационная среда служит для транспортировки информации. Она должна адекватно соответствовать потребностям, способствовать рациональной организации и обеспечивать эффективное управление информационными потоками внутриреспубликанского и межрегионального характера.
Общее направление развития телекоммуникаций должно соответствовать общепринятой технологии цифровой сети интегрального обслуживания (ЦСИО).
Телекоммуникационная инфраструктура должна развиваться, дополняя и развивая возможности существующих телекоммуникационных ресурсов республики.
Деятельность в сфере телекоммуникаций должна осуществляться на основе:
- равенства прав физических и юридических лиц на деятельность в сфере связи и использовании ее результатов;
- сочетания интересов Российской Федерации, отдельных ее субъектов, а также структур, предоставляющих услуги связи;
- свободы передачи сообщений по сетям и средствам электросвязи на всей территории Республики Хакасия, Сибирского региона, Российской Федерации и других стран;
- соблюдения интересов всех пользователей систем телекоммуникаций;
- развития предпринимательской деятельности и ограничения монополизма в условиях существования различных форм собственности на сети и средства связи, в том числе путем учреждения муниципальных и региональных сетей связи;
- внедрения мировых достижений в области связи, привлечения и использования иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и управленческого опыта;
- содействия расширению международного сотрудничества и развитию всемирной связи.
Решение задач информатизации предъявляет к телекоммуникационным сетям следующие требования:
- дальнейшее расширение состава и повышение качества традиционных услуг связи;
- внедрение и развитие новых телекоммуникационных служб, таких как: электронная почта, телефакс и др.;
- интеграция всех существующих сетей связи и служб в единую телекоммуникационную среду на базе цифровых методов передачи и обработки сигналов;
- создание выделенных и наложенных региональных, муниципальных, ведомственных, банковских и других цифровых сетей с интеграцией обслуживания;
- взаимный обмен информацией между информационными системами и сетями республики, регионами России и Мирового сообщества;
- предоставление пользователям услуг для широкополосной передачи аудиовизуальной, текстовой и другой информации.
Безопасность в региональной телекоммуникационной сети является одной из составляющих национальной безопасности России, и вопросы ее обеспечения должны рассматриваться, решаться и контролироваться на государственном уровне. При этом необходимо обеспечение защиты от следующих факторов:
- комплексного воздействия, направленного на нарушение функционирования непосредственно телекоммуникационной среды;
- несанкционированного доступа к технологической (служебной) и иной информации, связанной с работой сети;
- разрушения встроенных средств защиты.
Основой инфраструктуры сетевого сервиса являются:
- первичная сеть, обеспечивающая услуги по предоставлению выделенных магистральных каналов связи;
- служба базового телекоммуникационного сервиса, включающая обеспечение узлов маршрутизации данных и коммутации сообщений;
- служба конечного пользователя, реализуемая с помощью стандартного программного обеспечения и связного оборудования.
1.2 Основные цель, принципы и задачи телекоммуникационного развития Республики Хакасия
Создание телекоммуникационной среды направлено на обеспечение эффективного, быстрого, надежного и конфиденциального обмена данными по протоколам семейства TCP/IP, Х.25.
Цель телекоммуникационного развития Республики Хакасия:
Содействие устойчивому развитию народно-хозяйственного комплекса Республики Хакасия за счет повышения эффективности управления ресурсами (трудовые, финансовые, природные, транспорт и т.д.) на основе внедрения современных информационных технологий и формирования элементов единого информационного пространства Республики Хакасия (в частности, телекоммуникационной среды передачи данных). Создание условий для информационного обслуживания граждан, органов власти и управления; решение проблем социальной защиты населения, обеспечения правопорядка; содействие развитию межрегиональных и международных связей; расширению рынка сбыта продукции и услуг предприятий Республики Хакасия; привлечение инвестиций в экономику республики.
Главные принципы:
1. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры Республики Хакасия путем дополнения и расширения существующих ресурсов, модернизации активного оборудования и программного обеспечения.
При наличии неоспоримых преимуществ можно рассматривать вопрос о создании принципиально новых инфраструктурных решений на территории республики.
2. Создание равных условий ведения бизнеса для операторов связи на территории республики.
Определяющие задачи:
1. Интеграция имеющихся сетей связи и служб телекоммуникаций в единую телекоммуникационную среду Республики Хакасия.
2. Определение и реализация возможностей предоставления пользователям универсальных услуг для передачи текстовой, аудиовизуальной и иной информации с учетом современных технологий.
3. Увеличение пропускной способности телекоммуникационной сети республики за счет внедрения современных технологий.