Действующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ" НА 2003 ГОД

2. СОСТОЯНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО РАЗВИТИЯ


Сегодня малое и среднее предпринимательство играет важную роль как субъект экономики, способствует политической и социальной стабильности гражданского общества в республике.

По состоянию на 01.01.2002 на территории Республики Хакасия действовало 1552 малых предприятия, 20,8 тысячи индивидуальных предпринимателей, 1297 крестьянских (фермерских) хозяйств. В расчете на 1000 человек в республике приходится в среднем около 3-х малых предприятий, в России - 5,8 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза - не менее 30. Основная часть малых предприятий действует в г. Абакане - 46% и г. Черногорске - 35%. Недостаточное развитие малого предпринимательства в сельских районах связано с уровнем жизни населения и другими объективными факторами.

Среднесписочная численность занятых на постоянной основе на малых предприятиях республики составила 23,9 тысячи человек. Всего в малом бизнесе (с учетом индивидуальных предпринимателей и фермеров) занято около 18% экономически активного населения республики.

Последние 2 года наблюдаются изменения в отраслевой структуре малого предпринимательства. Появилась тенденция к сокращению доли торговых и малых посреднических предприятий, постепенно возрастает доля промышленных, строительных и транспортных предприятий. Отраслевая структура малых предприятий в 2001 г. была представлена следующим образом: 45% - предприятия промышленности и строительства, 34% - торговли и общественного питания. Индивидуальные предприниматели в основном занимаются торговлей и оказанием услуг населению.

В 2001 году малыми предприятиями произведено продукции (работ и услуг) на 3049,3 млн. рублей. По сравнению с 2000 г. рост составил 2,7% в сопоставимых ценах. На долю малых предприятий приходится 14% общего объема произведенной продукции в республике. По основному виду деятельности предприятия малого бизнеса произвели продукции на 2751,6 млн. рублей: 24,8% данного объема приходилось на торговлю, 26,7% - на промышленность.

Малые предприятия республики по итогам 2001 г. получили отрицательный сальдированный результат в сумме 39,1 млн. рублей, что на 60% меньше чем в 2000 г. При этом 56,5% предприятий получили прибыль 139,8 млн. рублей, 43,5% - закончили год с убытком 178,9 млн. рублей. Основная часть прибыли получена предприятиями промышленности, строительства и торговли - 71,8% от общей суммы прибыли, в то же время 48% от общей суммы убытка приходилось на промышленность. В 2001 г. по сравнению с 2000 г. доля убыточных малых предприятий уменьшилась на 8,2%, и данная тенденция существует на протяжении последних лет. Дальнейшее поступательное развитие малого предпринимательства сдерживается недостатком свободных финансовых ресурсов, формируемых за счет собственных источников. Необходимо обеспечить доступ малому бизнесу к дешевым кредитным ресурсам.

В 2001 г. выполнено мероприятий республиканской программы поддержки малого предпринимательства на общую сумму 10250,4 тыс. рублей, в том числе профинансировано 11 предпринимательских проектов приоритетных направлений деятельности на сумму 2165,0 тыс. руб. (дополнительно создано 25 рабочих мест), выдано 317 микрокредитов на сумму 7260,5 тыс. руб. (дополнительно создано 47 рабочих мест) - за счет финансовых средств, привлеченных Фондом поддержки малого предпринимательства Республики Хакасия из внебюджетных источников.

В рамках программы "Микрокредитование на муниципальном уровне" были созданы представительства Фонда поддержки малого предпринимательства в городах Абакане и Саяногорске, которые в настоящее время самостоятельно развивают данную программу: в Абакане на базе Муниципального фонда финансовой поддержки малого предпринимательства, а в Саяногорске на базе негосударственной структуры - кредитного потребительского кооператива граждан.

В рамках выполнения мероприятий республиканской целевой программы поддержки малого предпринимательства в 2002 г. за девять месяцев профинансировано 11 предпринимательских проектов на сумму 2819 тыс. руб., выдано 418 микрокредитов на сумму 8555 тыс. руб. за счет средств Фонда поддержки малого предпринимательства Республики Хакасия и кредитов Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Из средств гранта Фонда "Евразия" проведено 17 бесплатных семинаров для субъектов малого предпринимательства в городах и районах республики, 56 часов бесплатных индивидуальных консультаций по ведению предпринимательского дела.

Несмотря на наметившиеся в последние два года положительные тенденции в развитии предпринимательства, достигнутый уровень недостаточен и в значительной мере не использован. Сложившаяся в последние годы ситуация в секторе экономики малого бизнеса требует значительной активизации политики поддержки предпринимательства не только на федеральном, но и на республиканском уровне.

Проблемы развития малого предпринимательства в Республике Хакасия характерны для российского бизнеса в целом. Во многом они связаны с несовершенством законодательства, действиями государственных органов, контролирующих деятельность субъектов малого предпринимательства. Дальнейшее развитие предпринимательства в значительной мере зависит от проводимой государственной политики и государственной поддержки малого предпринимательства, необходимы координация и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, развитие инфраструктуры малого бизнеса, общественных объединений предпринимательства.

Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства в Республике Хакасия является республиканская целевая программа "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Хакасия" на 2003 год. Разработка Программы продиктована необходимостью координации усилий в данном направлении государственных и негосударственных структур поддержки малого предпринимательства.

Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной среды для малого предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства. В Программе учитывается имеющийся опыт предшествующих программ.