Потенциальное предложение рабочей силы в 2004 - 2005 гг.
(тыс. чел.)
Категории | 2004 г. | 2005 г. |
Выпускники учебных заведений | 7,9 | 8,0 |
уволенные по сокращению численности или штата | 3,5 | 2,2 |
уволенные по причине текучести кадров | 40,5 | 41,5 |
освобожденные из мест лишения свободы | 0,5 | 0,6 |
демобилизованные из рядов Вооруженных Сил | 1,9 | 2,0 |
миграционный прирост населения в трудоспособном возрасте | 0,1 | 0,1 |
незанятое трудоспособное население, ищущее работу | 25,5 | 26,0 |
Предложение рабочей силы - всего | 79,9 | 80,4 |
В этих условиях возрастает роль государства в регулировании ситуации на рынке труда.
1.4. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА РЫНКЕ ТРУДА
К числу ключевых проблем развития сферы занятости республики, решение которых должно составлять содержание и направленность политики занятости, относятся следующие:
- недостаточная реформированность всей трудовой сферы приводит к преобладанию неэффективной занятости, которая проявляется в высокой концентрации рабочей силы на убыточных предприятиях, больших масштабах недоиспользования рабочего времени занятых, низкой производительности труда, снижении в составе работников доли занятых в высокотехнологичных и наукоемких видах деятельности, отсутствии экономически обоснованной зависимости доходов работника от его трудового вклада, а также дифференциации региональных, сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы и составу безработных граждан;
- сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом, а также несоответствие профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения. Реформирование экономики, в том числе реструктуризация и модернизация угольной промышленности, черной металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и других отраслей, активизирует высвобождение работников, которое не в полной мере будет компенсироваться спросом на рабочую силу с учетом новых рабочих мест в перспективных отраслях экономики;
- ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест (расширение числа рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и низкой его оплатой; изношенность основных фондов) может стать одной из причин, ограничивающих в ближайшей перспективе расширение спроса на рабочую силу;
- система профессионального образования недостаточно адаптирована к новым условиям хозяйствования, особенно в части учета перспектив спроса на рабочую силу в профессиональном разрезе, гибкого сочетания первичной подготовки с различными формами вторичного обучения и повышения качества подготовки квалифицированных кадров, в результате чего до 40% (по экспертным оценкам) выпускников профессиональных учебных заведений не сможет трудоустроиться в период 2004 - 2005 годов;
- сохранение селективного подхода при высвобождении рабочей силы и приеме на работу в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, несоблюдение в полной мере норм трудового законодательства о режиме и охране труда чрезвычайно усложняют ситуацию с трудоустройством отдельных социально-демографических групп населения (молодежи, женщин, инвалидов, демобилизованных военнослужащих и других) в связи с их низкой конкурентоспособностью на рынке труда и ужесточением требований работодателей;
- деформация системы трудовых отношений, обусловленная значительными масштабами занятости в неформальном секторе экономики, потеря трудового потенциала высококвалифицированных кадров в результате недоиспользования их рабочего времени, отсутствие реальной связи между доходом и уровнем профессионализма работников сдерживают переход к эффективной занятости и повышению трудовой мобильности работников;
- недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса, в том числе низкие темпы развития малых форм хозяйствования на селе, осложняет ситуацию в области занятости населения, особенно в сельской местности.