ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2005 года N 234
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ КАССОВЫХ РАЗРЫВОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЕЗЕРВА ДЛЯ ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ
(в редакции Постановления Правительства Республики Хакасия от 16.07.2009 N 307)
В рамках совершенствования бюджетного процесса и управления расходами республиканского бюджета Правительство Республики Хакасия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Методику планирования временных кассовых разрывов и формирования финансового резерва для их финансирования (далее - Методика).
2. Министерству финансов Республики Хакасия (Ю.А. Лапшин) руководствоваться Методикой при планировании и исполнении республиканского бюджета Республики Хакасия ежегодно, при составлении сводной бюджетной росписи, и ежеквартально, перед доведением лимитов бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств.
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 16.07.2009 N 307)
3. Рекомендовать органам местного самоуправления на основании предлагаемой Методики разработать и утвердить соответствующие методики планирования временных кассовых разрывов и порядок формирования финансового резерва для их финансирования.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Хакасия - министра финансов и экономики Республики Хакасия А.М. Иванова.
Председатель Правительства
Республики Хакасия
А.ЛЕБЕДЬ
МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ КАССОВЫХ РАЗРЫВОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЕЗЕРВА ДЛЯ ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Методика планирования временных кассовых разрывов и формирования финансового резерва для их финансирования применяется при планировании и исполнении республиканского бюджета Республики Хакасия:
ежегодно, при составлении сводной бюджетной росписи;
ежеквартально, перед доведением лимитов бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств.
1. Под кассовым разрывом бюджета понимается краткосрочное, в пределах нескольких месяцев одного финансового года, превышение расходных обязательств бюджета над доходами республиканского бюджета, которое в последующие месяцы года компенсируется соответствующим превышением доходов бюджета над его расходами. Источником возникновения кассовых разрывов является разница в сезонных поступлениях доходов и осуществлении расходов республиканского бюджета в пределах года.
2. Данные, рассматриваемые в Методике, касаются прогнозирования и финансирования кассовых разрывов внутри бюджетного года, возникновение которых не связано с ошибками при разработке параметров доходной и расходной частей проекта республиканского бюджета на планируемый год.
3. Основными факторами, объясняющими возникновение кассовых разрывов, являются:
неравномерность производимых расходов, связанных с проведением мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия к осенне-зимнему периоду, выплатой отпускных работникам общеобразовательных учреждений в летнее время;
крупные разовые выплаты из республиканского бюджета, связанные с погашением и (или) обслуживанием государственного долга;
обстоятельства, требующие срочных разовых расходов (например, природные бедствия или катастрофы);
возврат крупных сумм излишне уплаченных налогов и сборов за прошедший период в соответствии с действующим законодательством;
перенос установленного срока уплаты налога, сбора на более поздний срок, по основаниям, определенным налоговым законодательством;
изменения законодательства, ведущие к сокращению поступлений доходов.
4. Прогнозирование кассовых разрывов осуществляется органом, исполняющим бюджет, в три этапа:
на первом этапе, на основании помесячных отчетов об исполнении бюджета, составляется структура помесячного поступления доходов в динамике за три года, предшествующих планируемому году, и осуществляется расчет ожидаемых доходов в условиях будущего года с учетом корректировки очевидных изменений (например, изменение объемов и видов межбюджетных трансфертов из бюджета вышестоящего уровня, изменения в налоговом законодательстве);
на втором этапе, на основании помесячных отчетов об исполнении бюджета по расходам (за вычетом расходов по обслуживанию и погашению государственного долга) за три года, осуществляется расчет ожидаемых расходов в условиях будущего года с учетом корректировки очевидных изменений в бюджетной сети и обязательствах;
на третьем этапе на полученные результаты по доходам и расходам накладывается график платежей по обслуживанию и погашению государственного долга и выделяются наиболее вероятные точки (месяцы), в течение которых при исполнении бюджета может произойти кассовый разрыв.
5. Прогноз помесячных расходов республиканского бюджета основывается на определении динамики расходов бюджета, исходя из неравномерности в проведении обязательных бюджетных платежей в течение финансового года.
При планировании учитываются помесячные фактические расходы республиканского бюджета (за исключением расходов на обслуживание долга) за три года.
Выстраивается помесячная динамика по расходам за каждый год.
Динамика рассчитывается в соотношении месячных расходов к сумме расходов за год. Показатель, характеризующий исполнение бюджета за месяц, определяется как отношение фактического исполнения расходов за месяц к фактическому исполнению за год.
Показатель рассчитывается за каждый месяц и год, затем определяется коэффициент помесячного исполнения бюджета, как среднемесячный за три года.
Средний коэффициент отражает тенденцию помесячного распределения расходов, сложившихся за три предыдущих года.
6. Прогноз помесячных доходов республиканского бюджета основывается на определении динамики поступления доходов за три года исходя из неравномерности в поступлении отдельных видов доходов в течение финансового года.
При планировании помесячных поступлений учитываются фактические доходы республиканского бюджета в целом за три года, в том числе:
налоговые доходы;
неналоговые доходы;
межбюджетные трансферты;
доходы целевых бюджетных фондов;
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Динамика по доходам рассчитывается аналогично описанному выше расчету в пункте 5 настоящей Методики.
7. Применяется средний коэффициент при прогнозировании доходов и расходов на очередной финансовый год путем его умножения на утвержденный в республиканском бюджете объем доходов и расходов.
Полученные показатели в результате проведенного расчета корректируются с учетом очевидных изменений бюджетной политики в условиях будущего года, а также с учетом расходов на обслуживание и погашение государственного долга.
Полученные выше показатели сопоставляются и определяются наиболее вероятные месяцы планируемого бюджетного года, в течение которых при исполнении бюджета может произойти кассовый разрыв.
8. Определение наиболее вероятных месяцев планируемого бюджетного года, когда при исполнении бюджета может произойти кассовый разрыв, т.е. когда накопленный с начала года объем доходов (с учетом переходящих остатков) становится меньше накопленного с начала года объема расходов (с учетом расходов на обслуживание и погашение уже принятых долговых обязательств), осуществляется на основании выполнения соотношения:
m m
SUMDiпр - SUMPiпр <= 0
i=1 i=1
в котором m - определяется как порядковый номер месяца кассового разрыва.
Если данное соотношение имеет вид
m m
SUMDiпр - SUMPiпр > 0,
i=1 i=1
то кассового разрыва не происходит. В данных соотношениях:
Diпр - прогноз месячных поступлений доходов бюджета в целом в i-м месяце в планируемом году;
Рiпр - значение месячной суммы бюджетных обязательств в i-м месяце в планируемом году.
9. После определения наиболее вероятных месяцев возникновения кассовых разрывов в очередном финансовом году разрабатываются меры по их предупреждению:
а) корректировка расходов по отдельным статьям бюджета, не связанных с осуществлением регулярных платежей;
б) планирование доходных источников для ликвидации кассового разрыва.
Рассматриваются и принимаются решения:
- по привлечению бюджетных кредитов из федерального бюджета;
- по заимствованию кредитов в кредитных организациях;
- о финансировании за счет средств финансового резерва.
10. Сумма финансового резерва для финансирования кассового разрыва формируется путем создания оборотной кассовой наличности.
Формирование оборотной кассовой наличности бюджета непосредственно связано с корректировкой расходов по отдельным статьям бюджета на год и полной мобилизацией доходов республиканского бюджета в течение текущего года.
Оборотная кассовая наличность может быть в течение года использована на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до установленных размеров за счет очередных поступлений доходов в республиканский бюджет.
Размер оборотной кассовой наличности на начало следующего бюджетного года устанавливается одновременно с утверждением республиканского бюджета на очередной финансовый год.
Оценка требуемого объема оборотной кассовой наличности бюджета делается на основании прогноза вероятности кассовых разрывов в очередном финансовом году и может ежегодно изменяться.
Расчет объема оборотной кассовой наличности бюджета в планируемом году
i
(К ) осуществляется по формуле:
об
i m m
К = max[SUMPiпр - SUMDiпр], где
об i=1 i=1
Diпр - прогноз месячных поступлений доходов республиканского бюджета в целом в i-м месяце в планируемом году;
Рiпр - прогноз месячной суммы расходов в i-м месяце в планируемом году;
m - месяц года.
11. Получение бюджетных кредитов из федерального бюджета, а также заимствование кредитов в кредитных организациях применяется при отсутствии в необходимых объемах оборотной кассовой наличности бюджета и других источников финансирования дефицита республиканского бюджета.