В соответствии со ст. 88 Конституции Республики Хакасия исполнительную власть Республики Хакасия осуществляет Правительство Республики Хакасия, возглавляемое Председателем Правительства Республики Хакасия.
В систему исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия входят Правительство Республики Хакасия, министерства, государственные комитеты, комитеты и иные органы исполнительной власти, которые перечислены в Законе Республики Хакасия от 18.01.2005 N 1-ЗРХ "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия".
Структура органов исполнительной власти Республики Хакасия отличается от структуры федеральных органов исполнительной власти (министерства, службы, агентства). Это не противоречит статье 77 Конституции Российской Федерации, статье 17 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями).
Указанные отличия не отражаются на системе органов исполнительной власти Республики Хакасия, на осуществлении взаимодействия между собой и с федеральными органами исполнительной власти и администрациями муниципальных образований республики.
Правительством Республики Хакасия реализуются функции принятия нормативных правовых актов на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Конституции и законов Республики Хакасия, обязательных для исполнения на территории Республики Хакасия.
Функции по надзору и контролю осуществляются самостоятельными инспекциями (жилищная, ветеринарная, гостехнадзор). Некоторые надзорные функции (архитектурно-строительный надзор, надзор за сохранением объектов культурного наследия) осуществляются структурными подразделениями в составе министерств Республики Хакасия. Это вызвано нецелесообразностью увеличения численности госслужащих, бюджетных расходов на содержание новых структур.
Внесение изменений в Конституцию Республики Хакасия, влекущих организационно-структурные перестановки в системе органов исполнительной власти Республики Хакасия, в ближайшее время не планируется, т.к. функционирующая в настоящее время система органов исполнительной власти республики является наиболее оптимальной и соответствующей задачам, стоящим перед Правительством Республики Хакасия.
В целях исключения избыточных функций в 2003 - 2005 годах проведены анализ и классификация функций, осуществляемых органами исполнительной власти Республики Хакасия. Признаны целесообразными 334 функции, в том числе 51 контрольная и 10 надзорных. В этот период были внесены коррективы в Закон Республики Хакасия "О Правительстве Республики Хакасия" (дважды в 2004 и один раз в 2005 году), в 50% положений об органах исполнительной власти Республики Хакасия.
В целях приведения численности гражданских служащих органов исполнительной власти Республики Хакасия в соответствие исполняемым министерствами и ведомствами функциям в 2003 - 2005 годах формировались рабочие группы по решению данной проблемы. По итогам проделанной работы Правительством Республики Хакасия принято Постановление от 23.11.2005 N 385 "О мерах по приведению штатной численности исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия и подведомственных учреждений в соответствие исполняемым функциям".
Ведется работа по оптимизации системы государственных учреждений и республиканских государственных унитарных предприятий Республики Хакасия. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий за последние три года показал, что некоторые республиканские государственные унитарные предприятия Республики Хакасия не соответствуют статусу республиканского, т.к. объем выпускаемой продукции и оказываемых услуг занимают незначительную долю рынка Республики Хакасия, предприятия не выполняют республиканских заказов и фактически работают в режиме частного предприятия.
По итогам анализа соответствующим органам исполнительной власти Республики Хакасия поручено:
- рассмотреть вопрос о ликвидации или приватизации пяти республиканских государственных унитарных предприятий;
- при установлении республиканским государственным унитарным предприятиям показателей экономической эффективности на последующие годы учитывать фактически достигнутые показатели предшествующих лет;
руководителям государственных унитарных предприятий Республики Хакасия разработать план развития предприятия; привлекать дополнительные финансовые ресурсы, в том числе кредитные, в хозяйственную деятельность предприятия с целью пополнения оборотных активов и обновления основных фондов.