Цель политики модернизации образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сфере образования. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств; повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения; привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов; повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность.
Система образования республики активно включилась в реализацию основных направлений модернизации российского образования. Продолжается участие республики в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена и развитию системы оценки качества образования.
С 2005/2006 учебного года общеобразовательные учреждения Республики Хакасия ввели предпрофильное обучение девятиклассников, с 1 сентября 2006/2007 учебного года 1, 5 и 10-е классы всех общеобразовательных школ республики перешли на обучение в соответствии с новыми государственными стандартами общего образования. В республике осуществляется поэтапное введение принципа нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, с 1 января 2007 года вводятся нормативы финансирования расходов на реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях, расширяется общественное участие в управлении образованием. Реализация в 2006 году на территории республики приоритетного национального проекта "Образование" позволила в значительной мере расширить круг участников инновационного процесса в сфере образования.
Несмотря на ряд позитивных сдвигов, пока еще нельзя говорить о том, что процесс модернизации региональной системы образования удовлетворяет общество. Неготовность органов управления образованием комплексно решать поставленные задачи сдерживает темпы институциональных изменений в сфере образования. Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования направлено на создание условий для максимально эффективного управления финансами в соответствии с приоритетами образовательной политики в условиях бюджетных ограничений.
Особое место в Программе отводится решению проблемы обеспечения доступности дошкольного образования. Необходимость планирования мероприятий по решению данной проблемы обусловлена рядом факторов.
Во-первых, процент охвата детей дошкольным образованием в Республике Хакасия (50%) ниже общероссийского показателя (58%).
Во-вторых, в республике улучшается демографическая ситуация. По прогнозам Центра мониторинга и статистики образования предполагаемая численность детей в возрасте до 6 лет в Республике Хакасия в 2010 году составит более 45 тыс. человек. Уже сейчас, несмотря на применяемые меры, очередность в детские учреждения возрастает. Так, на 01.09.2006 число детей, претендующих на места в детских садах, увеличилось и достигло 7356 (на 01.01.2006 - 6200 человек), что составляет 20% от всех детей дошкольного возраста. Особенно высокий уровень очередности в городах Абакане (3484 детей - 31%) и Саяногорске (1006 детей - 22%).
В-третьих, существующая в республике сеть дошкольных образовательных учреждений не удовлетворяет потребности граждан в обеспечении местами в дошкольных учреждениях. В 188 населенных пунктах Хакасии отсутствуют дошкольные образовательные учреждения. В условиях отсутствия средств у муниципальных образований на строительство и ввод новых детских садов решение проблемы возможно через развитие альтернативных форм дошкольного образования на базе имеющихся в населенных пунктах учреждений общего образования (начальных, основных и средних общеобразовательных школ).
В-четвертых, в республике остро стоит проблема по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в массовой школе. Так, 36% от общего количества детей 5-летнего возраста и 33% детей от общего количества 6-летнего возраста не охвачены никакими формами дошкольного образования. В связи с реализацией задачи обеспечения равного старта первоклассников для школьного обучения необходимо экспериментально апробировать и внедрять в массовую практику модели предшкольного образования. Для этого необходимо создавать соответствующие условия: укреплять учебно-материальную базу детских садов, открывать и оснащать дошкольные группы при общеобразовательных учреждениях в соответствии с санитарными нормами и требованиями. В настоящее время оснащенность детских садов оборудованием составляет 72% от необходимого минимума.
Республиканская целевая программа "Развитие системы общего образования Республики Хакасия на 2007 год" представляет собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, охватывающих изменения в структуре и технологиях образования, системе управления и финансово-экономических механизмах. Автономное развитие каждого из этих элементов не позволит поднять сферу образования на уровень, соответствующий современному этапу развития. Решение задач Программы невозможно осуществить в рамках текущего финансирования, направленного исключительно на содержание подведомственных учреждений, преимущественно начального профессионального образования, а также для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реализация с помощью программно-целевого метода комплекса мероприятий регионального масштаба, затрагивающих региональную систему общего образования в целом, предусматривает создание централизованных механизмов их координации и распространения на муниципальном уровне, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в образовании.
Мероприятия Программы направлены на поддержку и развитие "точек роста" региональной системы образования, укрепление учебно-материальной базы республиканских ресурсных центров и экспериментальных площадок, внедрение в массовую практику инновационных технологий и образовательных программ.