При формировании условий для развития инновационной деятельности на территории Республики Хакасия необходимо обеспечить:
- координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления в сфере создания и развития инновационной инфраструктуры;
- оказание государственной поддержки на начальном этапе малого инновационного предпринимательства;
- организационное и материально-техническое обеспечение процесса создания и развития субъектов инновационной инфраструктуры за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования в рамках реализации программных проектов;
- информационную поддержку инновационной деятельности в виде формирования банков данных, содержащих сведения о разработках и разработчиках инновационных продуктов и технологий, кадровых ресурсах, производственно-технологической базе инновационных центров, источниках, механизмах финансирования;
- маркетинговую поддержку инновационной деятельности, направленную на проведение выставок-ярмарок, выпуск рекламных материалов и продвижение инновационных предложений (проектов) до потребителей;
- поддержку межрегионального и международного научно-технического сотрудничества (научно-практические конференции, семинары, симпозиумы, форумы и др.);
- организацию конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Поддержка инновационных проектов и программ предусматривает обеспечение финансирования всех этапов инновационного процесса.
Необходимо повышать эффективность использования имеющихся средств, концентрировать бюджетные средства на приоритетных направлениях, поддерживать ведущие научные школы, а также привлекать частный капитал.
Бюджет науки должен включать расходы на поддержание инфраструктуры научной деятельности (республиканские патентный и библиотечный фонды, дорогостоящее экспериментальное оборудование и приборы, организацию конференций, зарубежных стажировок, экспертизу и т.п.) и на базовое финансирование республиканских государственных научных организаций.
Следует разработать и внедрить в практику механизмы финансирования коммерчески эффективных прикладных исследований на возвратной основе. С этой целью необходимо рассмотреть возможность создания законодательной базы для финансирования из республиканского бюджета прикладных исследований и разработок, имеющих высокую коммерческую значимость, на условиях частичной или полной возвратности средств.
При выделении ассигнований на научные исследования необходимо осуществлять как адресное предоставление грантов коллективам ученых, так и программно-целевое финансирование. Последнее должно использоваться в случаях, когда совокупность проектов направлена на достижение единой конечной цели. В тех случаях, когда программы составлены из не взаимосвязанных между собой проектов, целесообразно переходить на систему грантов. Грант должен включать средства на поддержание инфраструктуры организаций.
Необходимо создание республиканского инвестиционно-инновационного фонда и развитие сотрудничества с соответствующими федеральными фондами по паритетному финансированию проектов с целью привлечения дополнительных средств.
Важнейшей задачей рационализации использования ресурсов является обеспечение конкурсности на основе высококачественной экспертизы научных и научно-технических проектов. Этому будут способствовать организация независимой экспертизы проектов на платной основе, повышение ответственности экспертов, периодическая ротация состава экспертных организаций.
Наряду с прямой государственной поддержкой науки и инноваций необходимо разработать комплекс косвенных методов их стимулирования, включающий налоговые льготы, механизмы ускоренной амортизации, льготные тарифы и т.д.