(с изменениями на 20 декабря 2017 года)
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 20.12.2017 N 672)
В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 года (от 15 июля 2009 года N Пр-1802 ГС) Правительство Республики Хакасия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию по повышению эффективности энергетического сектора экономики Республики Хакасия на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года.
2. Утвердить Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия координатором Концепции по повышению эффективности энергетического сектора экономики Республики Хакасия на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года.
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 20.12.2017 N 672)
3. Рекомендовать главам муниципальных образований Республики Хакасия до 1 августа 2010 года разработать и утвердить муниципальные целевые программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Хакасия,
заместитель Председателя
Правительства Республики Хакасия
А.НОВОСЕЛОВ
КОНЦЕПЦИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА 2010 - 2015 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА
Концепция по повышению эффективности энергетического сектора экономики Республики Хакасия на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года (далее - Концепция) составлена в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 года (от 15.07.2009 N Пр-1802 ГС), другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Республики Хакасия.
В основе Концепции - системный, комплексный подход к созданию условий для энергосбережения, сокращения энергетических затрат организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, учреждений, расположенных на территории Республики Хакасия (финансируемых из республиканского бюджета), использования собственного энергетического потенциала республики, обеспечения ее энергетической безопасности.
Реализация Концепции предусматривает взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления, организаций и учреждений, участвующих в создании и эксплуатации объектов энергетического комплекса.
В основу реализации Концепции заложены следующие принципы:
- эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;
- поддержка и стимулирование энергосбережения и повышение энергетической эффективности;
- системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
Реализация Концепции предусматривает использование комплекса организационных, экономических и правовых механизмов, необходимых для претворения в жизнь мероприятий, направленных на повышение энергосбережения на территории Республики Хакасия. При этом основой для реализации энергосберегающих мероприятий служит программно-целевой метод. Преимущества данного метода заключаются в создании целевых механизмов реализации энергосберегающих мероприятий.
Алгоритм последовательных действий при разработке и реализации Концепции представлен в приложении.
Данная Концепция является основой для разработки республиканских целевых программ в области энергосбережения и энергоэффективности для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, учреждений, расположенных на территории Республики Хакасия (финансируемых из республиканского бюджета).
За последние годы в электроэнергетике России произошли радикальные преобразования: изменилась управленческая система отрасли, сформировались конкурентоспособные единицы рынка, созданы новые компании. Видоизменилась и структура отрасли: было осуществлено разделение естественно монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций; взамен прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности. Данное нововведение должно привести к сфокусированному, т.е. более качественному выполнению возложенных функций.
Магистральные сети перешли под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети интегрированы в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений были переданы общероссийскому Системному оператору (далее - СО ЕЭС).
Активы генерации в процессе реформы объединились в межрегиональные компании двух видов: генерирующие компании оптового рынка (далее - ОГК) и территориальные генерирующие компании (далее - ТГК). ОГК объединили электростанции, специализированные на производстве практически только электрической энергии. В ТГК вошли главным образом теплоэлектроцентрали (далее - ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию.
Основной задачей такой генерации были создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций, а также создание конкурентоспособного рынка электроэнергии, цены на котором формируются с помощью закона спроса и предложения.
В Республике Хакасия на 01.01.2010 действуют 29 энергоснабжающих организаций, из которых сбытовой деятельностью занимаются четыре организации, производством электроэнергии - четыре организации, и оставшиеся организации занимаются деятельностью в области оказания услуг по передаче электроэнергии по территориальным сетям.
Республика Хакасия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики.
Топливно-энергетический комплекс Республики Хакасия - один из самых капиталоемких частей экономики республики. В его развитие и функционирование вовлекается значительное количество материальных и трудовых ресурсов. От его состояния в значительной степени зависят жизнеспособность экономики и повышение уровня благосостояния населения.
Энергетический комплекс республики представлен филиалом ОАО "РусГидро" - "Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего" (далее - Саяно-Шушенская ГЭС) (самая мощная в России - 6400 МВт), Майнской ГЭС (мощность 321 МВт) и тремя ТЭЦ суммарной мощностью 295 МВт. Всего в республике в качестве резервных источников электроснабжения используется 226 дизельных электростанций общей мощностью 18,9 МВт.
Источниками энергоснабжения в Республике Хакасия владеют компании ОАО "РусГидро" (Саяно-Шушенская ГЭС и Майнская ГЭС), ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" (Абаканская ТЭЦ), ОАО "Евразруда" (ТЭЦ ООО "Абаза-Энерго"), ООО "Сорский ГОК".
В настоящее время в результате аварии, произошедшей на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года, работа станции была остановлена. Полностью были выведены из строя все турбины электростанции. На сегодняшний день пиковые нагрузки покрываются прочими крупными источниками электроэнергии в Сибирском федеральном округе, большинство из которых работают на угле. В ближайшее время имеется возможность ввода в работу шестой гидротурбины Саяно-Шушенской ГЭС, которая в момент аварии находилась в ремонте. По данным, опубликованным ОАО "РусГидро", станция может быть полностью восстановлена к январю 2014 года. Предполагается, что на Саяно-Шушенской ГЭС могут быть установлены более мощные турбины с повышением мощности станции до 7500 МВт.
Централизованное электроснабжение Республики Хакасия осуществляется от Хакасской энергосистемы и распространено практически на всю территорию региона. Исключение составляют единичные поселки Таштыпского района с численностью жителей не более 20 - 40 человек, электроснабжение потребителей которых осуществляется при помощи локальных дизельных электростанций.
Крупнейшими потребителями электроэнергии в Хакасской энергосистеме являются следующие предприятия: Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы (выпуск алюминия соответственно 500 и 300 тысяч тонн в год), ОАО "Сибирская угольно-энергетическая компания (СУЭК)" (добыча угля более 10 миллионов тонн в год), ООО "Сорский ГОК", ООО "Сорский ферромолибденовый завод" (проектная мощность 7500 тонн концентрата и 4500 тонн ферромолибдена в год), Красноярская железная дорога - филиал ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Евразруда" и т.д.
В Республике Хакасия действуют три основные электросетевые компании: филиал ОАО "ФСК ЕЭС" - Хакасское предприятие "МЭС Сибири" обслуживает сети 550 - 220 кВ на территории Республики Хакасия, Республики Тыва, Красноярского края; филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" обслуживает сети 220 - 0,4 кВ; сети 110 - 0,4 кВ г. Абакана обслуживает МП "Абаканские электрические сети".
Угольная промышленность является важнейшим звеном топливно-энергетического комплекса и одним из ключевых элементов энергетической безопасности республики.
Ведущими организациями угольной отрасли являются: ООО "Угольная компания "Разрез Степной" и группа предприятий Хакасского филиала ОАО "СУЭК".
Теплоснабжение потребителей республики осуществляется от тепловых источников филиала "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", котельных промышленных предприятий, от котельных ЖКХ и других собственников, которые, кроме технологических нужд, обеспечивают коммунально-бытовые нужды населения.
Крупнейшим источником тепловой энергии на территории Республики Хакасия является филиал "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)". Установленная тепловая мощность ТЭЦ составляет 481 Гкал/ч. Оборудование станции включает четыре энергетических котла производительностью 420 т/ч., газомазутный котел производительностью 50 т/ч., три турбины общей мощностью 270 МВт. Предприятие может работать как в теплофикационном режиме, так и в режиме комбинированной выработки тепла и электроэнергии. Филиал "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" покрывает практически все потребности города Абакана.
Промышленные предприятия, имеющие значительную технологическую нагрузку, как правило, обеспечиваются теплом от собственных котельных.
В общем числе отопительных котельных преобладают котельные малой производительности - до 3 Гкал/ч. Низкая оснащенность этих котельных контрольно-измерительными приборами и автоматикой не позволяет организовать надлежащий приборный учет расхода топлива, объемов вырабатываемой тепловой энергии.
На 01.01.2010 от 3 до 10% предприятий оснащены контрольно-измерительными приборами, для оснащения оставшихся предприятий необходимы финансовые затраты. Общее число отопительных и отопительно-производственных котельных в республике, от которых подключены социально значимые объекты, составляет 209 шт.
Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исполнении, обеспечивающих доставку тепловой энергии потребителям, составляет 647 км.
В Республике Хакасия в 2009 - 2010 годах планируются к закрытию следующие котельные:
муниципальное образование г. Абакан - два котла общей мощностью 0,97 Гкал/ч.;
муниципальное образование г. Абаза - четыре котла общей мощностью 1,14 Гкал/ч.;
муниципальное образование Бейский район - четыре котла общей мощностью 3,2 Гкал/ч.
Реализация данных мероприятий внесет не только заметный вклад в улучшение экологической ситуации в Республике Хакасия, но и позволит увеличить энергоэффективность с помощью внедрения энергосберегающих технологий, сделать более высоким КПД котельных.
Эффективное использование данного сектора экономики создает благоприятные предпосылки для устойчивого экономического развития республики, что, в свою очередь, обеспечивает повышение благосостояния и уровня жизни граждан.