В развитии туристской индустрии имеются свои проблемы и ограничения. Отсутствие современной инфраструктуры для развития туризма, несоответствие международным стандартам, низкое сервисное обслуживание уменьшают туристический поток в республику.
В настоящее время коллективные средства размещения, построенные еще в советское время, частично реконструированы. Средний показатель загрузки гостиничных комплексов составляет 80%. Вопросы качества обслуживания и получения сертификации для гостиничного комплекса остаются актуальными.
Широкое распространение получили объекты размещения типа баз отдыха. На территории Республики Хакасия находятся 130 баз отдыха, из них около 90 эксплуатируются только в летний период. Большинство таких объектов низкого качества, без каких-либо планировочных и художественных концепций, построены без проектной документации на землях сельхозназначения. Препятствует развитию курортной и туристской инфраструктуры неопределенность с собственностью бальнеологических озер и земельных участков вокруг них.
Лечебно-оздоровительный комплекс Республики Хакасия насчитывает один курорт и 17 санаториев и диспансеров. Номерной фонд лечебно-оздоровительной инфраструктуры региона составляет 669 номеров различных категорий, количество мест размещения - 1399 единиц, из которых 533 детские. Среднегодовой показатель загрузки лечебно-оздоровительных учреждений Республики Хакасия в 2008 году составил 82%. Количество таких объектов - это лишь несколько процентов от возможной емкости рынка, причем практически у всех учреждений преобладает устаревшая материально-техническая лечебная база.
Рыночное регулирование туристской деятельности по въездному туризму на территории республики осуществляет 47 туристических организаций, из которых 7 подтвердили статус туроператоров.
Проблемой, с точки зрения градостроительного регулирования туристской деятельности, является неопределенность границ зон рекреации, что актуально для всех муниципальных образований Республики Хакасия без исключения.
Система общественного питания не сформирована, что выражается в низком качестве существующих объектов питания и их недостаточном количестве. На рынке отсутствуют местные и региональные сети общественного питания. Наблюдается низкий процесс форматизации объектов (кофейня, бистро, кафе, рестораны - национальные рестораны и т.д.).
Объекты торговли в настоящее время развиваются обособленно от туристского сектора. Потоки туристов невысоки, и торговые объекты преимущественно ориентируются на местное население, за исключением сектора по продаже сувениров.
В целях формирования стратегии развития туризма и отдыха в Республике Хакасия был проведен SWOT-анализ, который показал необходимость учета сильных и слабых сторон развития туризма в республике, связанных с:
- нормативно-правовой базой туризма;
- координацией деятельности субъектов туристского бизнеса;
- уровнем развития инфраструктуры туризма и отдыха;
- эффективностью использования туристско-рекреационных ресурсов;
- уровнем туристской известности региона в России и за рубежом;
- социально-экономической эффективностью туристской индустрии;
- системой качественного информирования туристов;
- кадровым потенциалом в сфере туризма.
К сильным сторонам, в частности, относятся:
- выгодное экономико-географическое положение для развития межрегионального туризма Сибирского федерального округа;
- транспортная доступность и обеспеченность соединения автотранспортом всех рекреационных территорий, железнодорожные соединения, авиалинии из города Абакана;
- богатейшее историко-культурное наследие и высокая концентрация туристских объектов;
- потенциал развития гостиничной инфраструктуры;
- богатые традиции гостеприимства, опыт приема и обслуживания туристов;
- наличие благоприятных условий для развития различных видов туризма;
- научный и образовательный потенциал для подготовки достаточного количества специалистов.
Среди слабых сторон можно отметить:
- недостаточную известность региона в России и за рубежом;
- отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую деятельность на территории республики, и ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма;