Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2010 - 2016 ГОДЫ


2. Проблемы и ограничения развития туризма


В развитии туристской индустрии имеются свои проблемы и ограничения. Отсутствие современной инфраструктуры для развития туризма, несоответствие международным стандартам, низкое сервисное обслуживание уменьшают туристический поток в республику.

В настоящее время коллективные средства размещения, построенные еще в советское время, частично реконструированы. Средний показатель загрузки гостиничных комплексов составляет 80%. Вопросы качества обслуживания и получения сертификации для гостиничного комплекса остаются актуальными.

Широкое распространение получили объекты размещения типа баз отдыха. На территории Республики Хакасия находятся 130 баз отдыха, из них около 90 эксплуатируются только в летний период. Большинство таких объектов низкого качества, без каких-либо планировочных и художественных концепций, построены без проектной документации на землях сельхозназначения. Препятствует развитию курортной и туристской инфраструктуры неопределенность с собственностью бальнеологических озер и земельных участков вокруг них.

Лечебно-оздоровительный комплекс Республики Хакасия насчитывает один курорт и 17 санаториев и диспансеров. Номерной фонд лечебно-оздоровительной инфраструктуры региона составляет 669 номеров различных категорий, количество мест размещения - 1399 единиц, из которых 533 детские. Среднегодовой показатель загрузки лечебно-оздоровительных учреждений Республики Хакасия в 2008 году составил 82%. Количество таких объектов - это лишь несколько процентов от возможной емкости рынка, причем практически у всех учреждений преобладает устаревшая материально-техническая лечебная база.

Рыночное регулирование туристской деятельности по въездному туризму на территории республики осуществляет 47 туристических организаций, из которых 7 подтвердили статус туроператоров.

Проблемой, с точки зрения градостроительного регулирования туристской деятельности, является неопределенность границ зон рекреации, что актуально для всех муниципальных образований Республики Хакасия без исключения.

Система общественного питания не сформирована, что выражается в низком качестве существующих объектов питания и их недостаточном количестве. На рынке отсутствуют местные и региональные сети общественного питания. Наблюдается низкий процесс форматизации объектов (кофейня, бистро, кафе, рестораны - национальные рестораны и т.д.).

Объекты торговли в настоящее время развиваются обособленно от туристского сектора. Потоки туристов невысоки, и торговые объекты преимущественно ориентируются на местное население, за исключением сектора по продаже сувениров.

В целях формирования стратегии развития туризма и отдыха в Республике Хакасия был проведен SWOT-анализ, который показал необходимость учета сильных и слабых сторон развития туризма в республике, связанных с:

- нормативно-правовой базой туризма;

- координацией деятельности субъектов туристского бизнеса;

- уровнем развития инфраструктуры туризма и отдыха;

- эффективностью использования туристско-рекреационных ресурсов;

- уровнем туристской известности региона в России и за рубежом;

- социально-экономической эффективностью туристской индустрии;

- системой качественного информирования туристов;

- кадровым потенциалом в сфере туризма.

К сильным сторонам, в частности, относятся:

- выгодное экономико-географическое положение для развития межрегионального туризма Сибирского федерального округа;

- транспортная доступность и обеспеченность соединения автотранспортом всех рекреационных территорий, железнодорожные соединения, авиалинии из города Абакана;

- богатейшее историко-культурное наследие и высокая концентрация туристских объектов;

- потенциал развития гостиничной инфраструктуры;

- богатые традиции гостеприимства, опыт приема и обслуживания туристов;

- наличие благоприятных условий для развития различных видов туризма;

- научный и образовательный потенциал для подготовки достаточного количества специалистов.

Среди слабых сторон можно отметить:

- недостаточную известность региона в России и за рубежом;

- отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую деятельность на территории республики, и ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма;