ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 ноября 2011 года N 783


Об утверждении Концепции развития межэтнических отношений в Республике Хакасия (2012 - 2020 годы)

(с изменениями на 17 июля 2019 года)

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 17.07.2019 N 355)




В целях укрепления общероссийской гражданской идентичности, обеспечения условий для удовлетворения этнокультурных потребностей проживающих в республике народов, гармонизации межэтнических отношений Правительство Республики Хакасия постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития межэтнических отношений в Республике Хакасия (2012 - 2020 годы) (далее - Концепция).


2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления Республики Хакасия обеспечить реализацию положений Концепции.



Исполняющий обязанности Главы
Республики Хакасия - Председателя
Правительства Республики Хакасия
Ю.ЛАПШИН



Приложение



Утверждена
Постановлением
Правительства Республики Хакасия
от 18.11.2011 N 783



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ (2012 - 2020 ГОДЫ)

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 17.07.2019 N 355)



Концепция развития межэтнических отношений в Республике Хакасия (далее - Концепция) представляет собой систему принципов и приоритетов государственной национальной политики в Республике Хакасия в сфере межэтнических отношений.


Объектом государственной национальной политики является сфера этнокультурного развития и межэтнических отношений в Республике Хакасия. Концепция предусматривает объединение усилий органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления, общественных объединений граждан в удовлетворении своих этнокультурных потребностей, формировании единого поликультурного пространства, гармонизации межэтнических отношений.



1. Анализ ситуации в сфере развития межэтнических отношений в Республике Хакасия


Республика Хакасия - субъект Российской Федерации, в котором проживают представители свыше 100 народов. Наиболее укорененными на этой территории являются хакасы, создавшие древнюю самобытную культуру. История хакасского народа - это история созидания и творчества, взаимовыгодного сотрудничества с другими народами.


Более трехсот лет назад на территории Хакасии появились русские переселенцы, другие этнические общности стали заселяться здесь в конце XIX - XX вв. Некоторые из них проживают компактно, благодаря чему эти этнические общности в определенной степени сохранили родной язык и культуру. На территории Хакасии проживают шорцы, отнесенные к коренным малочисленным народам Российской Федерации. Главным фактором, определяющим состояние межэтнических отношений, является уровень согласия и взаимного доверия хакасского и русского населения, в совокупности составляющего более 90% численности населения республики.


Начало 1990-х годов было отмечено ростом национального самосознания хакасов, формированием и активизацией деятельности его национальных общественных объединений. Было созвано 12 съездов хакасского народа, на которых обсуждались назревшие этнокультурные проблемы. Возрожден опыт самоорганизации хакасского народа - исполнительный орган съезда хакасского народа "Чон чобi", затем - советы родов в муниципальных образованиях и республиканский Совет старейшин родов хакасского народа.


В соответствии со статьей 69 Конституции Республики Хакасия государственными языками в Республике Хакасия являются русский и хакасский языки. Функционирование и совершенствование русского языка осуществляется в благоприятных условиях: на русском языке ведется обучение в школах, учреждениях профессионального образования, исторически обусловлено его использование в деловом, бытовом и межэтническом общении. Однако функционирование хакасского языка как государственного сопряжено с серьезными проблемами, в частности, не в полной мере реализуются нормы Закона Республики Хакасия от 20.10.1992 N 11 "О языках народов Республики Хакасия" (с последующими изменениями).


Отмечая положительные изменения, произошедшие в последней четверти XX и первом десятилетии XXI века в сфере развития хакасского национального искусства и культуры, следует отметить, что по классификации ЮНЕСКО хакасский язык отнесен к категории неблагополучных языков мира: сужается сфера его применения; увеличивается количество представителей народа, особенно среди молодежи, не владеющих родным языком. Утрата языка способствует потере национально-культурного своеобразия и духовного наследия хакасского народа.


В Республике Хакасия созданы общественные объединения, выражающие социокультурные интересы других этнических общностей республики. По состоянию на 01.01.2011 действовало 29 общественных объединений и некоммерческих организаций, выражающих национально-культурные интересы этнических общностей, в том числе 3 территориально-соседские общины шорцев.


Органами государственной власти Республики Хакасия были предприняты политические, правовые и организационные меры по созданию необходимых условий для свободного удовлетворения этническими общностями своих культурных потребностей и укрепления межэтнического согласия в Хакасии:


формирование нормативной правовой основы, регулирующей вопросы национального развития, местного самоуправления, взаимодействия органов государственной власти Республики Хакасия и институтов гражданского общества;


организация при органах власти межведомственных структур, обеспечивающих развитие местных сообществ (Координационный совет по межнациональным отношениям при Правительстве Республики Хакасия);


взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления республики с общественными организациями этнической направленности;


деятельность Общественной палаты Республики Хакасия как системообразующего структурного элемента гражданского общества;


реализация социальных практик гражданского общества (форумы, семинары, грантовые конкурсы, благотворительная деятельность, реализация социальных проектов и др.).


В Республике Хакасия сохраняются стабильные межэтнические отношения. Однако данные социологических опросов, проводимых в республике, указывают на наличие скрытой межэтнической напряженности.


Нерешенность проблем в реализации национально-культурных интересов этнических общностей Республики Хакасия существенно влияет на состояние межэтнических отношений. Эксперты отмечают, что среди причин, обостряющих отношения, названы сохраняющиеся трудности экономической обстановки, что сохраняет депрессивное социально-психологическое самочувствие населения, особенно в сельских районах. Исследования также показали, что почти половина сельских жителей считает, что, хотя внешне межэтнические отношения выглядят благоприятными, но наличие скрытой напряженности может привести к тому, что при определенных условиях ситуация может в корне измениться. Неразвитость сети общественных организаций, особенно в сельских поселениях, при дефиците подготовленных кадров для эффективной реализации современных проектов развития также может негативно сказаться на межэтнических отношениях.


К факторам внутренней среды, влияющим на межэтнические отношения, следует также отнести имеющиеся различия в этнокультурной активности этнических общностей, проживающих в республике. Декоративная общественная активность, стереотипы работы, сформированные в условиях неразвитости институтов гражданского общества, могут стать катализатором негативного сценария развития межэтнических отношений в республике. Еще одной причиной неудовлетворенности является отсутствие мест повседневного общения общественных объединений этнической направленности. В республике необходим Центр этнических культур народов Хакасии, где может быть организована повседневная деятельность по формированию единого социокультурного пространства Республики Хакасия.


К числу факторов, влияющих на состояние межэтнических отношений, относится миграция. Увеличение миграционного притока из ближнего и дальнего зарубежья при сохраняющемся высоком уровне безработицы способствует росту социальной напряженности на рынке труда, влечет за собой изменения этнического состава населения, негативно влияет на межэтнические отношения. Антимигрантские настроения зафиксированы более чем у 60% населения республики, особенно в молодежной среде.


Серьезным фактором, дестабилизирующим межэтнические отношения в республике, является негативное влияние информационного пространства на развитие местных сообществ. В крупных городах страны участились факты проявления бытовой ксенофобии и преступлений, совершенных по мотивам национальной неприязни. По своей результативности негативная информация, транслируемая СМИ, как центральных, так и республиканских, оказывается действенней воспитательной и профилактической работы, проводимой в организациях и учебных заведениях Республики Хакасия.


Недостаточно активное воспитание культуры межэтнических отношений и нарушение баланса интересов различных этнических общностей республики может привести к росту взаимной подозрительности и напряженности в межэтнических отношениях.



2. Основные приоритеты и задачи Концепции развития межэтнических отношений в Республике Хакасия


(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 17.07.2019 N 355)



Принципы государственной национальной политики в Республике Хакасия основываются на:


положениях Конституции Российской Федерации;


признанных Россией нормах международного права;


положениях Конституции Республики Хакасия;


принципах, заложенных в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.


Они определяют национально-государственные интересы России, а также права и обязанности личности независимо от национальной принадлежности.


Основными приоритетами Концепции являются:


укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа Республики Хакасия;


сохранение этнокультурного и языкового многообразия Республики Хакасия;


сохранение русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;


гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;


создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Республике Хакасия, прежде всего в районах с высокой миграционной активностью, со сложным этническим и религиозным составом населения;


соблюдение прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;


поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Республикой Хакасия и добровольному переселению в Республику Хакасия.


Концепция предполагает решение основных задач развития благоприятных межнациональных отношений в регионе:


поддержка и развитие хакасского языка, культуры, а также традиционного жизненного уклада хакасов и шорцев - коренного малочисленного народа Российской Федерации - в соответствии с международными нормами и принципами;


сохранение культурного потенциала и обеспечение доступности культурных ценностей;


становление национально-культурных центров как институтов гражданского общества;


воспитание установок толерантного сознания и поведения, формирование чувства патриотизма и духовного единства на основе общности исторических судеб жителей республики и народов Российской Федерации.



3. Стратегия действий и ожидаемые результаты в сфере развития межэтнических отношений в Республике Хакасия в 2012 - 2020 годах


Государственная национальная политика в Республике Хакасия носит межотраслевой и многоуровневый характер. Деятельность по гармонизации межэтнических отношений осуществляется на уровне органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества Республики Хакасия.


На уровне органов государственной власти Республики Хакасия осуществляются:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»