Действующий

Об утверждении Концепции управления государственным долгом Республики Хакасия (с изменениями на 13 августа 2018 года)



2. Анализ результатов и существующей практики управления государственным долгом


Характер и основные направления долговой политики Республики Хакасия определяются макроэкономической ситуацией, сложившейся на территории Российской Федерации и Республики Хакасия, требованиями бюджетного законодательства, а также условиями заключенных между Министерством финансов Республики Хакасия и Министерством финансов Российской Федерации соглашений о предоставлении бюджету Республики Хакасия из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита республиканского бюджета в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.


Бюджетная политика, проводимая Правительством Республики Хакасия, направлена на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Республики Хакасия. Особое внимание уделяется вопросам эффективного и рационального использования бюджетных средств, оптимального соотношения полученного результата и произведенных затрат и контроля за достижением установленных целевых показателей.


В силу высокой социальной ориентированности расходов бюджета Республики Хакасия, ограниченности инструментов увеличения его доходов, бюджет Республики Хакасия на протяжении многих лет исполняется с дефицитом, что объективно обуславливает наличие государственного долга Республики Хакасия и тенденцию к его росту.


За последние пять лет в Республике Хакасия сохраняется тенденция роста государственного долга: если на 01 января 2013 года государственный долг Республики Хакасия составлял 4587 млн рублей, то в течение пяти лет он увеличился на 20026 млн рублей и на 01 января 2018 года составил 24613 млн рублей, или 136,4% от собственных доходов республиканского бюджета Республики Хакасия за 2017 год. Значительный рост государственного долга Республики Хакасия, начиная с 2013 года, обусловлен существенным увеличением расходов на выполнение социальных обязательств, связанных с необходимостью исполнения майских указов Президента Российской Федерации от 2012 года по повышению зарплат работникам бюджетной сферы, и, как следствие, формированием максимального дефицита бюджета. Одновременно в результате негативной ситуации в мировой экономике и введения антироссийских санкций замедлился рост оборотов организаций, что повлияло на поступления доходов в консолидированный бюджет Республики Хакасия от крупнейших налогоплательщиков региона.


На ухудшение ситуации также повлияла чрезвычайная ситуация в результате масштабных пожаров, произошедших в Республике Хакасия в апреле 2015 года. Экономике республики был нанесен значительный ущерб, сократилась налогооблагаемая база как непосредственно по предприятиям, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, так и в результате снижения деловой активности предприятий, испытавших ее косвенное воздействие. Сократились поступления в доходную часть бюджета от пострадавших территорий республики. Постигшая Республику Хакасия трагедия привела к масштабным расходам на ликвидацию последствий чрезвычайного происшествия, восстановление жилья и оказание помощи гражданам.


Однако, несмотря на негативную тенденцию роста государственного долга региона, в 2017 году произошли существенные изменения в его структуре. Погашены наиболее дорогие долговые обязательства - кредиты кредитных организаций за счет привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета на общую сумму 12456 млн рублей. Это позволило сократить объем коммерческих заимствований до 55,5% к собственным доходам республиканского бюджета Республики Хакасия за 2017 год и до 40,7% в структуре государственного долга и, как следствие, снизить расходы на обслуживание государственного долга Республики Хакасия в 2018 году на 1511 млн рублей по сравнению с предыдущим годом.