Основными рисками исполнения республиканского бюджета Республики Хакасия, в том числе в части привлечения заемных средств, остаются:
1) риск процентной ставки, показывающий вероятность неблагоприятного для Республики Хакасия изменения стоимости заимствований в зависимости от времени и объема потребности в заемных ресурсах.
Источником риска процентной ставки являются изменения условий на рынке заимствований, которые в значительной степени находятся вне контроля Министерства финансов Республики Хакасия.
Исходя из этого, основным подходом к минимизации данного риска является отказ от использования заимствований, которым присущ высокий риск процентной ставки. Одним из вариантов этого подхода является осуществление заимствований с фиксированной ставкой и с возможностью досрочного погашения;
2) риск ликвидности, связанный с отсутствием в республиканском бюджете Республики Хакасия средств для полного исполнения своих обязательств в срок.
Источником риска ликвидности являются изменения макроэкономических факторов, влияющих на формирование доходов и расходов республиканского бюджета Республики Хакасия и, как следствие, объемов заимствований. Данный риск поддается определенному контролю со стороны исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия.
Одним из подходов к минимизации риска ликвидности является повышение точности бюджетных прогнозов. Другим подходом может быть построение оценки долговой емкости бюджета на основе консервативных или даже пессимистичных прогнозов экономического развития и финансового состояния Республики Хакасия.
Основным инструментом управления ликвидностью республиканского бюджета Республики Хакасия и государственными заимствованиями Республики Хакасия является оптимизация источников финансирования дефицита бюджета, которая подразумевает решение следующих задач:
обеспечение полного и своевременного финансирования расходов;
использование временно не востребованных для финансирования расходов средств республиканского бюджета Республики Хакасия.
В рамках решения этих задач необходимо проводить следующие мероприятия:
на регулярной основе осуществлять контроль кассового исполнения республиканского бюджета Республики Хакасия в квартальной разбивке;
при планировании заимствований в обязательном порядке использовать прогнозы поступления доходов, финансирования расходов, погашения долга и привлечения государственных заимствований, а также анализ исполнения бюджета предыдущих лет;
при планировании заимствований учитывать не только потребности бюджета, но и экономические возможности по мобилизации ресурсов, конъюнктуру на финансовых рынках, прогнозные оценки потребности в заимствованиях до конца года;