Действующий

Об утверждении Концепции управления государственным долгом Республики Хакасия (с изменениями на 13 августа 2018 года)



3. Основные направления Концепции управления государственным долгом и параметры государственного долга Республики Хакасия


Управление государственным долгом в Республике Хакасия осуществляется с помощью финансовых и административных методов.


Долговые инструменты в виде кредитов кредитных организаций, государственных ценных бумаг Республики Хакасия, бюджетных кредитов из федерального бюджета остаются основными способами привлечения заемных средств для целей республиканского бюджета.


В связи с тем, что привлечение кредитов от кредитных организаций является наиболее доступным и маневренным инструментом долговой политики, его применение при осуществлении государственных заимствований республики будет продолжено. При этом привлечение банковских кредитов будет осуществляться исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых.


При соблюдении условий соотношения доли рыночного долга к собственным доходам республиканского бюджета Республики Хакасия такой инструмент долговой политики, как облигационный займ, не позволяет обеспечить досрочное погашение долговых обязательств в требуемых объемах, или существует риск дополнительных бюджетных расходов в случае выкупа по стоимости выше номинальной. Тем не менее в перспективе облигационные займы как альтернативный источник долгового финансирования дефицита бюджета могут применяться.


Несмотря на то, что в соответствии с Основными направлениями государственной долговой политики Российской Федерации высокая доля бюджетных кредитов в структуре государственного долга субъекта Российской Федерации способствует ухудшению его кредитной истории, лишает опыта управления накопленным долгом, одним из наиболее привлекательных для бюджета республики способов привлечения заемных средств остается получение бюджетных кредитов из средств федерального бюджета.


Возможность привлечения бюджетных кредитов на цели сбалансированности республиканского бюджета Республики Хакасия приводит к минимизации расходов на обслуживание государственного долга, так как данный вид заимствований является наиболее экономичным.


Одним из основных направлений Концепции является соблюдение условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета до 2024 года, которая позволила снизить долговую нагрузку на республиканский бюджет на основе следующего подхода: продление срока возврата бюджетных кредитов, предоставленных в 2015 - 2017 годах, срок погашения которых наступает в 2018 - 2019 и 2021 - 2022 годах, исходя из погашения бюджетных кредитов в 2018 - 2019 годах в объеме 5% суммы основного долга, в 2020 году - в объеме 10% суммы основного долга и в 2021 - 2024 годах - в объеме 20% суммы основного долга.


Кроме этого, с целью продления сроков реструктуризации до 2029 года и снижения долговой нагрузки на бюджет Республики Хакасия необходимо обеспечить в 2018 и 2019 годах рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия (включая доходы, не полученные Республикой Хакасия в связи с предоставлением установленных федеральными законами льгот по региональным и местным налогам) не ниже фактического уровня инфляции.


С 2014 года Министерством финансов Республики Хакасия активно используется механизм бюджетного кредитования из федерального бюджета, основанного на предоставлении Федеральным казначейством из федерального бюджета краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов). Процедура получения данных бюджетных кредитов позволяет оперативно привлекать денежные средства для покрытия кассовых разрывов, возникающих при исполнении республиканского бюджета Республики Хакасия.


В целях снижения долговой нагрузки Республики Хакасия и исключения рисков в отношении долговых обязательств в форме государственных гарантий объем предоставления и исполнения государственных гарантий ограничен. Государственные гарантии предполагается предоставлять только по проектам, обеспечивающим рост налогооблагаемой базы в среднесрочной перспективе, и при наличии соответствующего обеспечения.


С целью снижения государственного долга Республики Хакасия (в том числе рыночного долга) реализуются мероприятия Плана финансового оздоровления государственных финансов Республики Хакасия, включающего мероприятия по росту доходов, оптимизации расходов и сокращению государственного долга Республики Хакасия на 2016 - 2020 годы, утвержденного постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 09.06.2016 N 60-п (с последующими изменениями).


Наряду с вышеуказанными направлениями Концепции обеспечивается тесная взаимосвязь при принятии решений о заимствованиях с имеющимися возможностями и потребностями бюджета Республики Хакасия в привлечении заемных средств, а также не допускается неконтролируемый рост государственного долга и повышение рисков исполнения долговых обязательств Республики Хакасия.


Управление структурой государственного долга в соответствии с данной Концепцией осуществляется посредством систематического отбора форм заимствований, отвечающих потребностям Республики Хакасия в привлечении финансовых ресурсов и способствующих минимизации стоимости государственного долга, во взаимосвязи с политикой Правительства Российской Федерации по оказанию поддержки субъектам Российской Федерации на возвратной основе.


Осуществление мониторинга муниципального долга муниципальных образований Республики Хакасия позволит не допускать неконтролируемого роста муниципального долга и повышения рисков исполнения долговых обязательств муниципальными образованиями Республики Хакасия.