ПРИКАЗ
от 2 октября 2007 года N 1390
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В целях реализации комплексного проекта модернизации образования Тверской области, обеспечения стабильного функционирования региональной системы оценки качества образования приказываю:
1. Утвердить Положение о региональной системе оценки качества образования (приложение 1).
2. Рекомендовать муниципальным органам управления образованием:
1) обеспечить ознакомление педагогических коллективов образовательных учреждений с Положением о региональной системе оценки качества образования;
2) создать соответствующие системы оценки качества на муниципальном уровне и уровне образовательного учреждения.
3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя начальника департамента образования Тверской области Т.В. Цеберганову.
Начальник департамента образования
Тверской области
А.А.КАСПРЖАК
ПОЛОЖЕНИЕ о региональной системе оценки качества образования
1.1. Положение о региональной системе оценки качества образования (далее - Положение) определяет структуру региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО) и устанавливает единые требования к организации и технологии оценки качества образования на территории Тверской области.
1.2. Деятельность РСОКО строится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тверской области, регламентирующими реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.
Положение распространяется на все образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие в соответствии с государственными образовательными стандартами образовательные программы общего образования (основные и дополнительные), начального профессионального и среднего профессионального образования (основные и дополнительные).
1.3. Положение, а также дополнения и изменения к нему утверждаются приказом департамента образования Тверской области.
1.4. В настоящем положении используются следующие термины:
- качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям;
- оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется степень соответствия образовательного процесса, условий его обеспечения и результатов образовательной деятельности системе требований к качеству образования, зафиксированных в нормативных документах;
- региональная система оценки качества образования - совокупность способов и средств, организационных и функциональных структур, обеспечивающая внешнюю оценку образовательного процесса, условий и результатов образования;
- экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности на основе диагностических и оценочных процедур, осуществляемых различными субъектами РСОКО;
- измерение - определение уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму, и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
1.5. Целью РСОКО является обеспечение объективной информацией о качестве образования для принятия обоснованных управленческих решений на разных уровнях управления образованием, поддержка устойчивого развития системы образования, а также повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг.
1.6. Достижение поставленной цели требует построения системы оценки качества образования на основе следующих принципов:
- прозрачности и объективности оценки качества образования;
- реалистичности требований, норм и показателей качества образования;
- возрастно-психологической адекватности показателей и методик для оценки качества образования;
- достаточности и адекватности количества показателей для оценки качества образования;
- гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества и развития образования;
- привлечение общественности к внешней оценке качества образования.
1.7. Основными задачами РСОКО являются:
- повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, получение всесторонней и достоверной информации о состоянии образования;
- проведение системного и сравнительного анализа качества образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями;
- обеспечение условий для самоанализа и самооценки всех участников образовательного процесса.
1.8. Основные функции РСОКО:
- определение и постановка целей и задач оценки качества образования на разных уровнях;
- организационно-методическое сопровождение оценки качества образования;
- экспертиза и оценка качества образования, разработка рекомендаций для принятия управленческих решений;
- информационное обеспечение управленческих решений по вопросам повышения качества образования и развития системы образования на разных уровнях;
- информирование о результатах оценки качества образования внутренних и внешних пользователей (представители исполнительной и законодательной власти, работодатели, педагогические коллективы образовательных учреждений, обучающиеся и их родители, организации системы повышения квалификации работников образования и методические службы; представители общественных организаций и СМИ, широкая общественность);
- повышение квалификации педагогических и руководящих работников, специалистов органов управления образованием по проблемам управления качеством образования.
2.1. Структура РСОКО:
2.1.1. Региональный уровень:
- департамент образования Тверской области;
- ГУ Тверской области "Центр оценки качества образования";
- ГОУ "Тверской областной институт усовершенствования учителей";
- общественные организации и объединения;
2.1.2. Муниципальный уровень:
- органы управления образованием муниципальных районов и городских округов и районные (городские) методические кабинеты, а также создаваемые при них экспертные и иные советы;
- общественные организации и объединения;
2.1.3. Уровень образовательного учреждения:
- руководители образовательных учреждений;
- родительская и иная общественность.
2.2. Распределение функций:
2.2.1. Региональный уровень:
2.2.1.1. Департамент образования Тверской области:
- постановка задач по управлению качеством образования на региональном уровне;
- подготовка нормативно-правовых актов, регулирующих и обеспечивающих качество образования;
- организационно-методическое сопровождение деятельности РСОКО;
- оценка образовательных процессов, условий и результатов образования через государственную (итоговую) аттестацию выпускников, лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений, а также надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования;
- оценка качества профессионализма работников системы образования через аттестацию педагогических работников и проведение профессиональных конкурсов;
- заказ на проведение статистических и социологических исследований.
2.2.1.2. ГУ Тверской области "Центр оценки качества образования":
- разработка критериев и показателей качества образования;
- экспертиза и оценка уровня освоения стандарта обучающимися и выпускниками образовательных учреждений;
- экспертиза и оценка качества условий для осуществления образовательной деятельности;
- экспертиза и оценка качества образовательных процессов;
- проведение психолого-социологических измерений.
2.2.1.3. ГОУ "Тверской областной институт усовершенствования учителей":
- обеспечение качества повышения квалификации и переподготовки специалистов системы образования;
- проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам качества образования;
- организация и проведение консультативной и экспертной работы по проблемам, связанным с повышением качества образования;
- организация и проведение региональных совещаний, научно-практических конференций, выставок, семинаров по актуальным проблемам развития образования и повышения его качества;
- экспертиза и оценка качества образовательных программ, программ развития, а также образовательных проектов, направленных на повышение качества образования;
- экспертиза уровня профессионализма работников системы образования.
2.2.2. Муниципальный уровень:
2.2.2.1. Органы управления образованием муниципальных районов и городских округов и районные (городские) методические кабинеты, а также создаваемые при них экспертные и иные советы:
- постановка задач в части управления качеством образования на муниципальном уровне;
- подготовка нормативно-правовых актов, регулирующих и обеспечивающих качество образования на муниципальном уровне;
- организационно-методическое сопровождение деятельности системы оценки качества образования на муниципальном уровне;
- оценка образовательных процессов, условий и результатов образования через государственную (итоговую) аттестацию выпускников образовательных учреждений, контроль готовности образовательных учреждений к началу учебного года, а также контроль за деятельностью руководителей муниципальных образовательных учреждений;
- контроль в сфере образования в рамках отведенной компетенции муниципальному уровню управления образованием;
- оценка качества профессионализма работников системы образования через аттестацию педагогических работников и проведение профессиональных конкурсов;
- методическое сопровождение управления качеством образования на уровне образовательного учреждения;
- методическое сопровождение становления и профессионального совершенствования работников системы образования;
- проведение психолого-социологических измерений.
2.2.3. Уровень образовательного учреждения:
2.2.3.1. Руководство образовательного учреждения: