Действующий

Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Ростовской области (с изменениями на 11 декабря 2023 года)



6.4. Информация о выделении планируемых зон охраны охотничьих ресурсов


В целях сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами создаются особо защитные участки лесов и другие зоны охраны охотничьих ресурсов, в которых их использование ограничивается. Данные участки в соответствии со статьей 51 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ получили наименование зоны охраны охотничьих ресурсов (далее - зоны охраны).


Таким образом, зона охраны - определенный участок (часть территории) охотничьего угодья, в границах которого устанавливаются ограничения на использование охотничьих ресурсов в целях их сохранения, а также принимается комплекс мер по сохранению среды обитания охотничьих ресурсов. Зоны охраны могут выделяться как в пределах особо защитных участков лесов, так и на других территориях, представляющих охотхозяйственную ценность и значимых для охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов, обитающих на территории охотничьего угодья.


Законодательно не определены принципы выделения зон охраны в охотугодьях, так как нормативно-правовое регулирование распространяется только на требования к обозначению границ зон охраны.


(в ред. указа Губернатора Ростовской области от 04.04.2022 N 39)


Таким образом, при проведении территориального охотустройства области возникает необходимость выделения принципов формирования зон охраны в общедоступных охотничьих угодьях, так как выделение зон охраны в закрепленных охотничьих угодьях отнесено к компетенции охотпользователей.


(в ред. указа Губернатора Ростовской области от 04.04.2022 N 39)


При проектировании зон охраны в охотничьих угодьях должны соблюдаться нижеследующие основные принципы.


Принцип экологической емкости и территориальной достаточности.


Площадь территории, выделяемой в зону охраны, должна быть достаточной для круглогодичного обитания охраняемых видов фауны с учетом их сезонных и трофических перемещений. Иными словами, территория должна обладать необходимой биологической емкостью и оптимальной площадью.


Ранее в отечественном охотоведении применялось понятие "воспроизводственный участок", по природоохранной сути и устанавливаемым ограничениям на использование охотничьих ресурсов, являющееся тождественным понятию "зона охраны охотничьих ресурсов". Следовательно, рекомендации по оптимальной площади воспроизводственного участка вполне применимы и при проектировании зон охраны.


В соответствии с пунктом 191 "Указаний по проектированию охотничьих и лесоохотничьих хозяйств" (1989) минимальная площадь воспроизводственного участка должна составлять для зайца, боровой, полевой дичи 1000 га, для копытных - 3000 га.


Таким образом, учитывая видовой состав охотничьей фауны региона (преимущественно полевая и степная дичь в качестве фоновых видов), минимальной площадью зоны охраны следует считать 1 тыс. га. Выделение под территорию зоны охраны участков меньшего размера неприемлемо, так как их биологическая емкость недостаточна.


Кроме того, площадь зоны охраны должна находиться в прямой зависимости с общей площадью охотничьего угодья. Для угодья площадью в несколько десятков тысяч гектаров зона охраны площадью 1 тыс. га не сможет полноценно обеспечить восстановление воспроизводственного потенциала основных видов охотничьих ресурсов. В данной связи при проектировании зон охраны в каждом общедоступном охотничьем угодье рекомендуется придерживаться требования о выделении в их состав не менее 10 процентов и не более 20 процентов от общей площади охотничьего угодья. Выделение территорий с меньшей процентной долей площади не позволит в полной мере реализовать воспроизводственные функции зон охраны.


В то же время выделение в состав зон охраны более 20 процентов от общей площади угодья не является необходимым с позиций сохранения охотничьих ресурсов. Подобные действия вызовут и социальное напряжение в среде граждан-охотников, так их право на охоту будет необоснованно ограничиваться в результате установления ограничений на использование охотничьих ресурсов и, соответственно, значительного сокращения площади охотугодий, в которых охота не ограничена.