Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА (с изменениями на: 16.05.2017)

SWOT-АНАЛИЗ ГОРОДА СМОЛЕНСКА


В основе анализа текущих конкурентных преимуществ и слабых сторон города Смоленска лежат результаты SWOT-анализа, проведенного по группам "жестких" и "мягких" факторов. "Жесткие" факторы - это факторы, являющиеся частью существующей среды, которые не могут быть изменены в краткосрочной и среднесрочной перспективе (активы, ресурсы), возможность оказывать на них влияние весьма ограничена. "Мягкие" факторы - это факторы создания и управления представлениями о городе, эффективности процессов, внутренние возможности представителей соответствующих государственных организаций, законодательство и т.д.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

1. Расположение на ключевых транспортных путях, связывающих Россию с Белоруссией и Западной Европой, а также Санкт-Петербург с Прикаспийским регионом.

2. Развитая структура современных средств связи, высокая степень обеспеченности услугами связи.

3. Многоотраслевой характер экономики города.

4. Наличие закона Смоленской области "О статусе административного центра Смоленской области - города-героя Смоленска".

5. Достаточная обеспеченность энергетическими ресурсами.

6. Высокий потенциал туристической привлекательности в силу наличия богатого историко-культурного наследия.

7. Наличие высококвалифицированных кадров при относительно низкой стоимости рабочей силы.

8. Развитая система профессионального образования, обеспечивающая достаточно высокий уровень подготовки потенциального кадрового ресурса.

9. Достаточное количество неиспользуемых производственных площадей у организаций города, обеспеченных полным набором необходимой инфраструктуры (газо- и водоснабжение, электроэнергия, очистные сооружения).

10. Наличие организаций, занимающихся разработкой и внедрением инновационных технологий.

11. Развитая инфраструктура железнодорожного транспортного узла.

12. Развитая структура потребительского рынка.

13. Наличие инфраструктуры и муниципальной и государственной системы поддержки предпринимательства.

14. Наличие местного сырья для производства строительных материалов.

15. Высокая обеспеченность торговыми площадями.

16. Относительно благополучная ситуация на рынке труда, низкий уровень безработицы.

17. Высокий уровень образования активного населения.

18. Наличие развитой сети образовательных учреждений с высококвалифицированным педагогическим кадровым составом.

19. Наличие значительного потенциала для развития сферы досуга с учетом интересов и потребностей различных социальных групп.

20. Развитая транспортная сеть пассажирского транспорта города, доступность транспортных услуг для широких масс населения города.

21. Наличие стабильно работающих организаций - налогоплательщиков бюджета города.

22. Трехлетнее планирование бюджета города.

23. Наличие утвержденного Генерального плана города Смоленска до 2025 года, Правил землепользования и застройки города.

24. Наличие разработанных проектов планировки территорий, подлежащих многоэтажной комплексной и малоэтажной застройке, регенерации исторического центра города Смоленска.

25. Наличие резервов для развития производственных зон.

26. Наличие информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

27. Относительно высокая обеспеченность населения города жильем, развитие рынка услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда

1. Высокий износ основных фондов производственного назначения, транспортной и коммунальной инфраструктуры.

2. Неудовлетворительное состояние дорожной инфраструктуры.

3. Невысокая доля экспорта продукции смоленских товаропроизводителей.

4. Невысокий удельный вес организаций, внедряющих инновационные технологии.

5. Слаборазвитая система ипотечного кредитования жилищного строительства, низкая покупательная способность населения.

6. Недостаточное развитие оптовой торговли, обуславливающее относительно высокий уровень розничных цен по сравнению с другими областными центрами ЦФО, неравномерная обеспеченность районов города услугами организаций потребительского рынка.

7. Недостаточность у организаций оборотных средств, собственных средств для реализации крупных инвестиционных проектов, высокая стоимость кредитных ресурсов.

8. Слабая обеспеченность свободных земельных участков инженерной инфраструктурой.

9. Продолжительность жизни населения города Смоленска ниже среднероссийских показателей.

10. Рост числа жителей города Смоленска старше трудоспособного возраста.

11. Наличие неполной занятости населения, скрытой безработицы; имеющиеся вакансии преимущественно низкооплачиваемых профессий.

12. Структура подготовки кадров не отвечает потребностям экономики.

13. Низкий уровень обеспеченности города объектами физической культуры и спорта.

14. Низкий уровень заработной платы работников социальной сферы.

15. Отсутствие учреждений социальной сферы в новых микрорайонах города.

16. Несоответствие современным требованиям материально-технической базы муниципальных учреждений социальной сферы.

17. Недостаточное использование культурно-исторического наследия города в качестве объектов туристского показа, неудовлетворительное обустройство территории отдельных объектов туристского показа.

18. Недостаточное рекламно-информационное продвижение города.

19. Ухудшение экологической обстановки в городе вследствие увеличения количества автотранспорта.

20. Недостаточные темпы строительства, реконструкции и ремонта дорог, ограниченность пропускных возможностей городских магистралей, недостаток современных развязок при возросшем транспортном потоке.

21. Отсутствие банков данных и системы диагностики состояния дорог, дорожных и искусственных сооружений, дворовых территорий, эффективной системы контроля за качеством дорожных работ.

22. Отсутствие технических паспортов и соответствующих реестров объектов улично-дорожной сети.

23. Недостаточность финансовых средств для исполнения полномочий, установленных федеральным законодательством (N 131-ФЗ).

24. Предельный дефицит бюджета города, увеличивающий долговую нагрузку, отвлечение средств на обслуживание муниципального долга.

25. Ограниченное количество резервов развития селитебной зоны города, свободных от планировочных ограничений.

26. Размещение промышленных площадок в центральной части города.

27. Недостаточные темпы жилищного строительства, наличие ветхого и аварийного жилья

ВОЗМОЖНОСТИ

ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ

1. Улучшение инвестиционного климата, привлечение в город крупных инвесторов.

2. Вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков, собственность на которые не разграничена, незадействованных производственных площадей, оснащенных необходимой инфраструктурой.

3. Увеличение налогооблагаемой базы, рост доходов бюджета города за счет создания новых производств.

4. Повышение туристической привлекательности города.

5. Развитие системы высшего и среднего специального образования, ориентированной на потребности производственной сферы.

6. Привлечение предпринимателей к реализации перспективных проектов, развитие механизмов частно-государственного партнерства.

7. Вхождение в федеральные и региональные целевые программы.

8. Развитие логистической инфраструктуры.

9. Создание бизнес-инкубаторов и центров развития.

10. Увеличение доходов бюджета города вследствие изменения нормативов отчислений по отдельным неналоговым доходам, оптимизация расходных обязательств.

11. Повышение уровня занятости населения при условии привлечения в экономику города инвестиций.

12. Обеспечение доступности дошкольного образования за счет развития сети дошкольных образовательных учреждений (групп) и внедрения альтернативных форм дошкольного образования.

13. Создание оптимальных условий для выявления, развития, обучения, воспитания и социализации одаренных детей.

14. Совершенствование системы дополнительного образования детей, создание системы профориентации школьников.

15. Создание условий для развития массовых форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

16. Совершенствование системы духовно-нравственного развития и воспитания детей.

17. Восстановление и реставрация объектов культурного наследия.

18. Активное продвижение города во внешней среде.

19. Внедрение инновационных технологий.

20. Развитие и оптимизация маршрутной сети города, развитие экологически чистого вида транспорта - троллейбуса.

21. Совершенствование системы организации, регулирования и контроля работы пассажирского транспорта, обеспечение доступности общественного транспорта для лиц с ограниченными возможностями.

22. Увеличение пропускной способности улично-дорожной сети, улучшение состояния дорожной инфраструктуры, создание устойчивой улично-дорожной сети города, обеспечивающей надежные связи для всех районов города.

23. Обеспечение развития инженерной инфраструктуры на всей территории города.

24. Увеличение объема ввода жилья, привлечение частного бизнеса в жилищно-коммунальный сектор.

25. Реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

26. Проведение государственного и муниципального жилищного контроля

1. Сокращение доли населения трудоспособного возраста, усиление демографической нагрузки на трудоспособное население города.

2. Недостаточность инвестиций в городскую инфраструктуру.

3. Рост цен и тарифов, в том числе на энергоносители.

4. Отток из города квалифицированных специалистов и талантливой молодежи.

5. Наличие экономически мощных конкурентов из близлежащих регионов.

6. Зависимость экспортно-ориентированных производств от спроса на мировом рынке.

7. Снижение инвестиционных возможностей бюджета города.

8. Вывод финансовых потоков из города иногородними собственниками предприятий.

9. Труднопрогнозируемая политика собственников в отношении перспектив развития бизнеса.

10. Снижение конкурентоспособности смоленских организаций и уменьшение их инвестиционных возможностей.

11. Уменьшение налогооблагаемой базы вследствие ухудшения экономической ситуации.

12. Нестабильность нормативно-правовой базы в сфере земельных отношений, уменьшение арендных платежей в связи с переоценкой кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной областным законом.

13. Сокращение возможности финансирования материальных затрат бюджетных учреждений.

14. Трудности с привлечением кредитных ресурсов для бюджета города.

15. Незапланированные расходы бюджета города в связи с исполнением судебных актов.

16. Сокращение миграционного прироста населения и, как следствие, уменьшение численности населения.

17. Увеличение числа высвобождаемых работников при ликвидации отдельных неконкурентоспособных производств.

18. Ухудшение состояния здоровья детей и подростков.

19. Снижение активности молодых людей в общественно-политической жизни города.

20. Недостаточное финансирование социальной сферы.

21. Ухудшение экологической обстановки города.

22. Снижение инвестиционной привлекательности города.

23. Остановка развития города из-за отсутствия территориальных резервов.

24. Снижение темпов экономического роста.

25. Неблагоприятные тенденции в развитии демографических и миграционных процессов.

26. Снижение платежеспособности граждан по оплате ЖКУ.

27. Опережающие темпы роста тарифов естественных монополий по отношению к росту доходов населения.

28. Дальнейшее увеличение степени износа жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры