Финансовой основой местного самоуправления является бюджет города Смоленска, объем налоговых платежей, перечисленных всеми хозяйствующими субъектами города Смоленска в бюджетную систему Российской Федерации в 2014 году, достиг 25,1 млрд. руб. По сравнению с 2006 годом налоговый потенциал города Смоленска увеличился в 3 раза.
С 2009 года наблюдается снижение удельного веса платежей, зачисляемых в бюджет города, в общем объеме налоговых платежей, собираемых на территории города, до 8,0% в 2014 году. Состав налоговых источников доходной части бюджета города, а также нормативы зачисления налогов установлены федеральным законодательством. Снижение связано с передачей отдельных полномочий органам государственной власти Смоленской области (по оказанию гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и др.).
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
Поступило налоговых платежей в бюджетную систему РФ, млн. руб., | 8454,5 | 9752,8 | 10454,7 | 11059,5 | 12782,4 | 14374,3 | 14469,2 | 20311,9 | 25100,3 |
в том числе в бюджет города, млн. руб. | 1202,9 | 1648,8 | 2050,3 | 2184,6 | 2663,0 | 2562,8 | 2828,7 | 2862,5 | 2009,8 |
Доля платежей, зачисленных в бюджет города, в общем объеме налоговых платежей, собираемых на территории города, % | 14,2 | 16,9 | 19,6 | 21,7 | 20,8 | 17,8 | 19,5 | 14,1 | 8,0 |
Общий объем доходов бюджета города, млн. руб., в том числе: | 2082 | 3014,6 | 3282,5 | 3674,2 | 4929,7 | 4884,3 | 4640,6 | 6993,2 | 4893,2 |
объем перечислений из бюджетов вышестоящих уровней, млн. руб. | 452,8 | 662,3 | 636,5 | 958,2 | 1566,8 | 1567,6 | 1135,1 | 3489,3 | 2231,4 |
Расходы бюджета города, млн. руб. | 2018,4 | 2849,6 | 3496,4 | 3814,1 | 5301,1 | 6331,7 | 5466,9 | 7350,8 | 5332,6 |
Дефицит, млн. руб. | +63,6 | +165,0 | -213,9 | -139,9 | -371,4 | -1447,4 | -826,3 | -357,6 | -439,4 |
В 2014 году общий объем доходов бюджета города составил 4,89 млрд. руб. и увеличился в 2,4 раза по сравнению с 2006 годом.
В структуре доходной базы бюджета города Смоленска налоговые доходы составляют 41%. В формировании налоговых доходов бюджета города ведущая роль принадлежит налогу на доходы физических лиц, зачисляемому в бюджет города по нормативам, утвержденным федеральным и региональным законодательством. Его доля в общем объеме налоговых доходов составляла в 2006 году 58,9%, в 2014 году - 61,2%". В абсолютном выражении поступления по НДФЛ в 2014 году составили 1,2 млрд. руб. (увеличились в 1,7 раза по сравнению с 2006 годом). По сравнению с 2013 годом объем поступлений по налогу на доходы физических лиц снизился за счет изменения норматива отчислений с 35% до 22%, снижения поступлений от крупных плательщиков, сокращения численности работающих, снижения суммы дополнительных выплат.
С 2006 по 2013 год наблюдался рост поступлений по земельному налогу. Наиболее крупными налогоплательщиками бюджета города являются такие организации, как ОАО ПО "Кристалл", ОАО "Измеритель", ОАО "Аналитприбор", ОАО "Смоленский авиационный завод", УВД по Смоленской области и городу Смоленску, ОАО "РЖД", филиал ОАО "Сбербанк России", Военная академия ПВО ВС РФ и др. В связи с введением с 01.01.2014 новой кадастровой оценки земельных участков, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 16.01.2013 N 2, поступления по земельному налогу снизились по сравнению с 2013 годом на 180 млн. руб., или на 34,1%.
- НДФЛ;
- земельный налог;
- ЕНВД.
В 2014 году поступления по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности составили 294,1 млн. руб. и увеличились на 69 млн. руб. по сравнению с 2006 годом. С 2012 года наблюдается снижение поступлений, что связано с уменьшением общего количества субъектов малого предпринимательства и переходом на патентную и упрощенную системы налогообложения.
По сравнению с 2006 годом сумма задолженности перед бюджетом по налогам и сборам в бюджет города снизилась на 53,3 млн. руб. и составила 86,9 млн. руб. (на 01.01.2015). Ведется работа по снижению недоимки по налоговым платежам в бюджет города, в частности осуществляется приглашение основных должников по налогам на заседания Межведомственной комиссии по налоговой политике.
К собственным доходам относятся также неналоговые доходы, основным источником которых является муниципальное имущество. В 2014 году объем неналоговых доходов составил 652,0 млн. руб., что больше на 53%, чем в 2006 году. Доля неналоговых источников в общем объеме доходов бюджета города снизилась с 20,5% в 2006 году до 13,4% в 2014 году.
Доля безвозмездных поступлений из бюджетов вышестоящих уровней увеличилась с 21,7% в 2006 году до 49,9% в 2013 году, что связано с реализацией мероприятий по подготовке и проведению празднования 1150-летия основания города Смоленска, финансируемых совместно федеральным, областным и местным бюджетами. В 2014 году безвозмездные поступления в бюджет города составили 45,6%.
За период с 2006 года расходы бюджета города возросли в 2,6 раза и составили в 2014 году 5,3 млрд. руб. В структуре расходов бюджета города ведущая роль принадлежит расходам на социальную сферу и городское хозяйство, на которые приходится более 80% от общей суммы расходов.
В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств осуществлялся перевод расходов бюджета в программную часть (муниципальные адресные, городские муниципальные и ведомственные целевые программы). Объем ассигнований в рамках программ увеличился с 88,3 млн. руб. в 2006 году до 3769,1 млн. руб. в 2014 году, количество программ увеличилось с 6 до 25. Планирование основной массы бюджетных расходов осуществляется в соответствии с указаниями Минфина РФ и рекомендациями Администрации Смоленской области на основе фактических и/или нормативных расходов, необходимых для содержания бюджетных учреждений и прогнозируемого уровня инфляции.
Несмотря на рост доходов, бюджет города Смоленска остается дефицитным. В 2014 году дефицит составил 439,3 млн. руб. На протяжении анализируемого периода дефицит соответствовал нормам, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Источниками финансирования дефицита бюджета города являются кредитные ресурсы коммерческих банков и кредиты вышестоящего бюджета. Обязательства города перед кредитными организациями исполняются своевременно и в полном объеме. Около 50% долга составляют кредиты, полученные из вышестоящего бюджета на цели строительства, реконструкции и ремонта, ремонта автомобильных дорог общего пользования.
Управление долгом, который на 01.01.2015 составил 3,8 млрд. руб., осуществляется в соответствии с утвержденными и опубликованными количественными ограничениями. Администрация города Смоленска поддерживает муниципальный долг в оптимальной структуре и объеме в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Начиная с 2012 года бюджет города утверждается сроком на 3 года, что позволяет повысить качество бюджетного планирования и обеспечить предсказуемость формирования бюджетных расходов. Продуманное бюджетное планирование позволяет избегать просроченной кредиторской задолженности. Бюджетная политика направлена на оптимизацию расходных обязательств и мониторинг их исполнения по сметам главных распорядителей бюджетных средств.
Вместе с тем следует отметить недостаточность объема средств бюджета города для выполнения в полном объеме полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данное обстоятельство заставляет работать с предельным дефицитом бюджета, обуславливает увеличение долговой нагрузки на бюджет города, что, в свою очередь, вынуждает отвлекать средства на обслуживание муниципального долга.