По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, 74,3% из общей численности лиц в возрасте старше 15 лет имеют профессиональное образование (по переписи 2002 года - 67,6%). Значительно увеличилось число граждан, имеющих высшее профессиональное образование: до 310 на 1000 населения с 231 - в 2002 году. Для сравнения: данный показатель по России составляет 234, а по Центральному федеральному округу - 289.
По сравнению с переписью 2002 года также зафиксирован рост среди молодежи в возрасте 16 - 29 лет численности лиц с высшим (включая послевузовское) профессиональным образованием на 62,7% и сокращение численности лиц со средним образованием на 16,5% и начальным профессиональным образованием на 60%.
В последние годы значительное внимание уделяется повышению качества образования и его базовому звену - основной общеобразовательной школе, модернизация которой предполагает ориентацию на развитие личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей. Данная задача решается в рамках реализации национального проекта "Образование".
На начало 2013 - 2014 учебного года в городе работало 50 образовательных учреждений (в том числе 2 вечерних), реализующих программы общего образования, - это школы, гимназии и лицеи, в которых обучалось 28,3 тыс. учащихся.
В связи с неблагоприятными демографическими процессами предшествующего периода (низкий уровень рождаемости) с 2006 по 2013 год отмечена тенденция сокращения численности учащихся (на 1,4 тыс. человек).
Муниципальная система образования по состоянию на 01.01.2015 характеризуется многообразием типов и видов образовательных учреждений и включает в себя:
- 78 дошкольных учреждений (2006 год - 66);
- 43 общеобразовательные школы, в том числе 2 гимназии, 1 лицей, 3 школы с углубленным изучением отдельных предметов, 35 средних общеобразовательных школ, 2 открытые (сменные) общеобразовательные школы;
- 2 межшкольных учебных комбината;
- 5 учреждений дополнительного образования детей.
В системе общего среднего образования для удовлетворения образовательных потребностей школьников в 2014 году функционировали 154 класса (групп) с углубленным изучением отдельных предметов, 63 профильных класса, 64 класса коррекционно-развивающего обучения, 45 классов компенсирующего обучения. Предпрофильную подготовку проходят около 3 тысяч учащихся школ.
Вариативность образовательной среды позволила успешно решать проблемы доступности, качества образования. Процент успеваемости и качества знаний за последние годы стабилен и соответственно составляет 98,3% (в 2006 году - 97%) и 45,8% (в 2006 году - 36,7%).
О достаточном уровне качества знаний, умений и навыков школьников свидетельствуют итоги областных, республиканских олимпиад. В 2014 году в олимпиадах участвовало 225 школьников, призерами и победителями стали 88 учащихся города Смоленска.
С целью поддержки инициативной, талантливой молодежи ежегодно 12 учащихся города за особые успехи в учебе, творчестве, спорте, за активную общественную деятельность награждаются премией им. Ю.А. Гагарина.
Учителя городских школ участвуют в областном конкурсе на звание "Учитель года".
Выплачивается дополнительное вознаграждение преподавателям школ за классное руководство. Анализ результатов, которые демонстрируют выпускники школ города, участвующие в итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена, показывает стабильность работы образовательных учреждений.
Количество школьников напрямую связано со сложившейся демографической ситуацией.
В 2014 году учреждения образования посещали 28338 учащихся школьного возраста - на 1% меньше, чем в 2006 году.