В 2015 году оборот розничной торговли составил 513,1 млрд. рублей (82,7 процента в сопоставимых ценах к уровню 2014 года).
В 2016 году ожидается спад оборота розничной торговли на 10,5 процента к уровню 2015 года в сопоставимых ценах до 491,8 млрд. рублей.
С учетом предполагаемых темпов развития промышленности, инфляционных ожиданий, а также замедлением темпов роста реальных денежных доходов населения и нарастанием социально-экономической неопределенности в прогнозируемом периоде будет наблюдаться дальнейшее сокращение оборота розничной торговли (2017 год - 90,3 процента и 93,2 процента в сопоставимых ценах к предыдущему году по I и II вариантам соответственно, 2018 год - 95,1 - 96 процентов, 2019 год - 97,2 - 98,2 процента).
Снижение покупательской активности объясняется также смещением приоритета в потребительской модели от потребления к сбережению, а также обостряющейся ситуацией с закредитованностью домохозяйств.
При этом темп спада продаж непродовольственных товаров будет опережать темп спада продаж продовольственных товаров.
Прогнозируется дальнейший рост объема товарооборота розничных торговых сетей и увеличение их доли в общем объеме товарооборота (соответственно 2016 год - 29,8 процента, 2017 год - 30,2 - 30,7 процента, 2018 год - 31,2 - 31,7 процента, 2019 год - 32,0 - 32,5 процента). Вместе с тем будет наблюдаться снижение объемов продаж на розничных рынках ввиду смены формата торговли.
Товарная насыщенность рынка будет носить устойчивый характер, платежеспособный спрос населения на важнейшие продукты питания и товары первой необходимости будет удовлетворяться в полной мере.
Продолжатся преобразования, направленные на совершенствование организации торгового процесса и распространение прогрессивных форм торговли: развитие торговли через Интернет, распространение магазинов cash&carry. Предполагается также активный рост интереса предпринимателей к франчайзингу и вендингу как более эффективным методам ведения предпринимательской деятельности. Компании, работающие в потребительской сфере, и в дальнейшем будут оптимизировать свой ассортимент под спрос населения.
Поддержание стабильности обеспечения населения российскими и местными продовольственными и непродовольственными товарами обеспечит развитие многоформатной торговли, в первую очередь малых и средних форматов торговли, ярмарочной и мобильной торговли.
Оборот общественного питания за 2015 год составил 19,4 млрд. рублей, или 83,7 процента в сопоставимых ценах к 2014 году.
В 2015 году функционировало свыше 4 тысяч предприятий общественного питания (255,7 тысячи посадочных мест), открыто более 100 новых предприятий: ресторанов, баров, кафе, пиццерий, японских суши-баров, предприятий быстрого питания среднего ценового сегмента.
В 2016 году оборот общественного питания в сопоставимых ценах снизится на 16,4 процента.
Рынок общественного питания развивается сегодня намного медленнее, чем в докризисный период. При этом он становится более консолидированным, доля сетевых операторов растет за счет несетевых. Потребители все чаще делают выбор в пользу сетевых кафе, баров и ресторанов.
На развитие сектора общественного питания влияют сдерживающие факторы, такие как снижение платежеспособного спроса населения, нехватка производственных и складских помещений, недостаток у хозяйствующих субъектов собственных оборотных средств.
Прогнозируется снижение оборота общественного питания в сопоставимых ценах к предыдущему году: в 2017 году - на 16,5 процента и 15,5 процента, 2018 год - на 16,2 - 15,1 процента, 2019 год - на 15,3 - 14,8 процента по I варианту и II варианту соответственно.
В 2015 году объем платных услуг населению составил 134,4 млрд. рублей (95,8 процента в сопоставимых ценах к уровню 2014 года).
В 2016 году ожидается объем 139,1 млрд. рублей (96,6 процента в сопоставимых ценах к уровню 2015 года).
В 2017 году прогнозируется снижение объема платных услуг в сопоставимых ценах к предыдущему году на 3 процента по I варианту и на 1,9 процента по II варианту, в 2018 году - снижение на 1,8 процента по I варианту и на 0,3 процента по II варианту, в 2019 году - рост на 0,2 - 1,3 процента по I варианту и II варианту соответственно.
В целом структура платных услуг останется достаточно устойчивой и будет сформирована, прежде всего за счет услуг "обязательного" характера (жилищно-коммунальные, бытовые, транспортные, услуги связи). В 2017 - 2019 годах предусматривается снижение следующих платных услуг: медицинских и санаторно-оздоровительных, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, туристских услуг.