ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 21 декабря 2016 года N 51-13-09/179-О

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА (ГОРОДСКОГО ОКРУГА) ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ


1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке стратегии социально-экономического развития муниципального района (городского округа) Воронежской области (далее - Методические рекомендации).

2. Поручить отделу стратегического планирования и внедрения механизма управления по результатам департамента экономического развития Воронежской области:

2.1. Обеспечить информационную и методическую поддержку муниципальным районам (городским округам) Воронежской области в разработке стратегии социально-экономического развития.

2.2. Разместить указанные Методические рекомендации на официальном портале органов власти Воронежской области в сети Интернет и сайте департамента экономического развития Воронежской области.

2.3. Организовать работу по согласованию стратегии социально-экономического развития муниципального района (городского округа) Воронежской области в соответствии с Методическими рекомендациями.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Воронежской области обеспечить разработку Стратегии в соответствии с указанными Методическими рекомендациями.

4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Руководитель департамента
А.М.БУКРЕЕВ



Утверждены
приказом
департамента экономического развития
Воронежской области
от 21.12.2016 N 51-13-09/179-О

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА (ГОРОДСКОГО ОКРУГА) ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ


 1. Общие положения


1.1. Настоящие Методические рекомендации определяют принципы разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования (муниципального района, городского округа), расположенного на территории Воронежской области (далее по тексту - Стратегия), рекомендации по ее структуре и содержанию, описание схемы разработки Стратегии.

1.2. Методические рекомендации подготовлены в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Законом Воронежской области от 19 июня 2015 года N 114-ОЗ "О стратегическом планировании в Воронежской области" с целью формирования на территории Воронежской области взаимосвязанной системы документов стратегического планирования и оказания методической помощи органам местного самоуправления области в разработке Стратегий.

1.3. Основные понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях.

Понятия, используемые в Методических рекомендациях, применяются в значениях, принятых в Федеральном законе от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", законодательстве Российской Федерации и Воронежской области.

К числу дополнительных терминов и понятий, используемых в Методических рекомендациях, относятся следующие:

Внешние факторы развития - факторы, не зависящие от действий органов местного самоуправления и коммерческих организаций, условия, оказывающие существенное влияние на развитие муниципального района (городского округа).

Риски - факторы, которые имеют потенциально негативное воздействие на развитие муниципального района (городского округа) и при определенном развитии событий могут привести к ухудшению социально-экономической ситуации в муниципальном районе (городском округе).

Внутренние факторы развития - ресурсы и потенциал, на базе которых муниципальный район (городской округ) основывает свою Стратегию и реагирует на различные изменения внешних факторов.

Ресурсы - материальные и нематериальные активы, на базе которых планируется развитие экономики и социальной сферы муниципального района (городского округа).

Сценарии - различные варианты социально-экономического развития муниципального района (городского округа) в процессе достижения установленных приоритетов и целей развития, зависящие от наиболее вероятного сочетания внешних и внутренних факторов развития и рисков, содержащие соответствующие варианты способов реагирования органов местного самоуправления на соответствующие сочетания внешних и внутренних факторов развития муниципального района (городского округа).

Муниципальное управление - деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития.

Приоритеты развития муниципального района (городского округа) - цели, направления социально-экономического развития муниципального района (городского округа), признанные наиболее важными, на достижении которых планируется сосредоточить усилия органов местного самоуправления, включая обеспечение финансовыми ресурсами и организацию совместных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

1.4. Целью разработки Стратегии является определение приоритетов, целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципального района (городского округа), расположенного на территории Воронежской области, на долгосрочный период, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и Воронежской области.

1.5. Стратегия разрабатывается на период, не превышающий период, на который разработана Стратегия социально-экономического развития Воронежской области, а год окончания реализации Стратегии должен быть аналогичным году окончания реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской области. Срок реализации Стратегии включает год окончания периода реализации Стратегии.


2. Принципы разработки Стратегии


При разработке Стратегии рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

а) единства и целостности - организация и функционирование системы стратегического планирования в муниципальном районе (городском округе) основывается на единстве методологии и порядка подготовки Стратегии и других документов стратегического планирования, а также формировании отчетности о реализации документов стратегического планирования;

б) разграничения полномочий - в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, участники стратегического планирования на уровне муниципального района (городского округа) самостоятельно определяют цели и задачи социально-экономического развития муниципального района (городского округа), а также пути достижения этих целей и решения этих задач;

в) преемственности и непрерывности - разработка и реализация Стратегии осуществляются с учетом результатов реализации ранее принятых документов стратегического планирования муниципального района (городского округа) и с учетом этапов реализации Стратегии;

г) сбалансированности - обеспечивается согласованность и сбалансированность Стратегии по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации;

д) результативности и эффективности - выбор способов и методов достижения целей социально-экономического развития муниципального района (городского округа) должен основываться на необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов в соответствии с документами стратегического планирования, разрабатываемыми на уровне муниципального района (городского округа) в рамках планирования и программирования;

е) ответственности участников стратегического планирования - орган местного самоуправления - разработчик Стратегии и иные вовлеченные в процесс подготовки Стратегии участники стратегического планирования несут ответственность за своевременность и качество разработки и корректировки Стратегии, осуществление мероприятий по ее реализации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ж) прозрачности (открытости) стратегического планирования - проект Стратегии и утвержденная Стратегия подлежат официальному опубликованию, процесс подготовки и утверждения Стратегии освещается на официальных сайтах органов местного самоуправления и в средствах массовой информации;

з) реалистичности - при определении приоритетов, целей и задач социально-экономического развития муниципального района (городского округа) необходимо исходить из возможности достижения целей и решения задач в установленные сроки с учетом ресурсных ограничений и рисков;

и) ресурсной обеспеченности - при разработке и утверждении Стратегии должны прорабатываться источники финансового и иного ресурсного обеспечения предусматриваемых Стратегией решений в увязке с параметрами бюджетного прогноза муниципального района (городского округа) на долгосрочный период;

к) измеримости целей - обеспечивается возможность оценки достижения целей социально-экономического развития муниципального района (городского округа) с использованием количественных и (или) качественных целевых показателей, критериев и методов их оценки;

л) соответствия показателей Стратегии ее целям.


3. Общие рекомендации по разработке Стратегии


3.1. Решение о разработке Стратегии, порядок ее разработки принимаются муниципальными нормативными правовыми актами.

Рекомендации по организации разработки Стратегии определены Методическими рекомендациями по организации разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального района (городского округа) Воронежской области (приказ департамента экономического развития Воронежской области от 10.12.2015 N 51-13-09/167-О).

3.2. При разработке Стратегии подготавливается основной текст Стратегии, подлежащий утверждению, материалы по обоснованию Стратегии и презентация.

Рекомендуемый объем основного текста Стратегии, который подлежит утверждению, - не более 75 печатных страниц формата А4 12 пт с полуторным интервалом. В составе Стратегии рекомендуется предусматривать резюме - краткое изложение главных идей, миссии, целей и ожидаемых результатов социально-экономического развития муниципального района (городского округа).

Материалы по обоснованию Стратегии включают в себя статистические, аналитические, картографические и иные материалы, определяющие и иллюстрирующие основные положения и решения Стратегии. Указанные материалы не входят в состав утверждаемого документа. Объем материалов по обоснованию Стратегии не ограничивается.

Презентация должна наглядно представлять основные положения Стратегии. Объем презентации - 15 - 25 слайдов.

При разработке основного текста Стратегии учитываются положения документов стратегического планирования Российской Федерации и Воронежской области, разрабатываемых в рамках целеполагания, указов и указаний Президента Российской Федерации по важнейшим вопросам социально-экономической политики и развития. Стратегия не должна противоречить вышеуказанным документам и может учитывать положения иных документов стратегического планирования, документов стратегического характера, разрабатываемых на федеральном и региональном уровне.

Не рекомендуется дословное дублирование целей, задач, мероприятий Стратегии с соответствующим содержанием документов стратегического планирования вышестоящего уровня.

При разработке материалов по обоснованию Стратегии учитываются прогнозы социально-экономического развития муниципального района (городского округа) на среднесрочный и долгосрочный периоды, бюджетный прогноз муниципального района (городского округа) на долгосрочный период.

Кроме того, в материалах по обоснованию Стратегии необходимо учитывать положения утвержденных документов территориального планирования Воронежской области и муниципального района (городского округа).

Определение приоритетов, целей, задач социально-экономического развития муниципального района (городского округа) рекомендуется осуществлять на основе выявления важнейших муниципальных и межмуниципальных проблем и оценки сопряженных с ними рисков развития муниципального района (городского округа), а также с учетом внешних и внутренних факторов развития муниципального района (городского округа) в долгосрочном периоде.

В целях обеспечения объективности исходных данных, используемых при разработке (корректировке) Стратегии, сводимости и сопоставимости содержащейся в Стратегии количественной информации в качестве базового источника статистических данных используются данные государственной и муниципальной статистики.

3.3. Рекомендуется использовать инструменты межмуниципального сотрудничества для целей стратегического планирования (обмен информацией и опытом стратегического планирования, координацию стратегических инициатив и т.д.).

3.4. Органам местного самоуправления необходимо обеспечивать согласованное взаимодействие заинтересованных субъектов и участников разработки и реализации Стратегии с использованием нормативно-правового, информационного, финансового и иного ресурсного обеспечения. Необходимо создавать условия, обеспечивающие вовлечение граждан, хозяйствующих субъектов, научных организаций, ТОС и общественных организаций в процесс разработки Стратегии. Рекомендуется организация сбора предложений от населения и указанных организаций с использованием современных средств телекоммуникации и связи с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.

Состав и содержательное наполнение Стратегии целесообразно формировать по итогам комплексных коммуникаций по вопросам стратегического планирования со всеми основными стейкхолдерами внутри муниципального района (городского округа) и за его пределами, в том числе с федеральными институтами развития, крупными государственными и частными компаниями, осуществляющими деятельность на территории муниципального района (городского округа).


4. Рекомендации по структуре и содержанию Стратегии


4.1. Рекомендуемые требования к содержанию Стратегии изложены в Методических рекомендациях по организации разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального района (городского округа) Воронежской области (приказ департамента экономического развития Воронежской области от 10.12.2015 N 51-13-09/167-О).

4.2. Представляется целесообразным, чтобы Стратегия содержала резюме, введение, основную часть и приложения.

4.3. Резюме.

Резюме должно в лаконичной форме отразить основные положения Стратегии. Рекомендуется акцентировать внимание на специфических конкурентных преимуществах и проблемах муниципального района (городского округа), отразить миссию, генеральную цель, систему стратегических целей и ключевых задач развития муниципального района (городского округа), состав приоритетных направлений социально-экономической политики муниципального района (городского округа) и крупнейших муниципальных проектов, основные ожидаемые результаты реализации Стратегии. Рекомендуемый объем резюме 3 - 4 страницы.

4.4. Введение.

Во введении рекомендуется приводить нормативные правовые основания разработки Стратегии, цели и задачи разработки Стратегии (наименование, номер и дата нормативных актов, включая муниципальный правовой акт о разработке Стратегии), ее роль в системе документов стратегического планирования муниципального района (городского округа), отразить информацию об основных участниках разработки Стратегии, информацию об участии общественных организаций, профессиональных сообществ, населения в разработке проекта Стратегии (форматы участия, целевые группы участников, общественные обсуждения).

4.5. Основная часть Стратегии.

Рекомендуемое содержание основной части Стратегии:

1) оценка достигнутых целей социально-экономического развития муниципального образования и результаты стратегического анализа.

В разделе следует отразить:

а) краткую характеристику и место муниципального района (городского округа) в экономике Воронежской области;

б) результаты анализа основных показателей и современных тенденций социально-экономического развития муниципального района (городского округа), конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, включая оценку достижения ранее поставленных целей социально-экономического развития муниципального района (городского округа);

в) основные факторы социально-экономического развития муниципального района (городского округа), в том числе влияющие на экономический рост;

г) результаты анализа стратегических интересов субъектов стратегического развития (различных групп населения, бизнеса, общественных организаций и т.п.) на территории муниципального района (городского округа);

д) описание и анализ ключевых проблем развития муниципального района (городского округа);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»