Муниципальная подпрограмма "Развитие системы дополнительного образования детей в сфере культуры на территории городского округа "Город Чита" (далее - подпрограмма) разработана в целях реализации основных направлений Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 года N 1726-р): обеспечение прав ребенка на развитие личностного самоопределения и самореализации; расширение возможности для удовлетворения разнообразных интересов детей в сфере образования, с учетом необходимости формирования личностных ценностей, находящих отражение в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников: готовности и способности учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - "становиться лучше"; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения; формирование ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей; формирование идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных и нравственных ценностей.
Подпрограмма призвана оказать содействие в решении проблем, обозначенных в программе развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы (утверждена министром культуры РФ 29.12.2016), таких как: недостаточное понимание основополагающего значения музыкального искусства и детского творчества в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, особенно на муниципальном уровне; кадровый дефицит преподавателей и концертмейстеров в детских музыкальных школах; прогрессирующее уменьшение количества обучающихся по ряду основополагающих музыкальных специальностей, а также содействовать созданию должного уровня материально-технического обеспечения учебного процесса по реализации предпрофессиональных программ по видам искусства в организациях дополнительного образования детей, что в целом согласуется с основными направлениями реализации Государственной программы Забайкальского края "Развитие культуры в Забайкальском крае (2014 - 2020 гг.)" в сфере дополнительного образования детей.
В Забайкальском крае сформирована традиционная для России трехуровневая система образования в сфере культуры. Первой ступенью данной системы являются детские музыкальные школы и школы искусств городского округа "Город Чита".
Сеть учреждений дополнительного образования в сфере культуры городского округа "Город Чита" представлена 9 учреждениями: 2 музыкальные школы, 5 школ искусств, художественная школа и детский эстетический центр.
Важным субъектом государственной политики в системе духовно-нравственного, художественно-эстетического воспитания детей являются учреждения дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства. Детская школа искусств вписывается в процесс реформирования образования, повышая свою креативность, действенность, востребованность.
Система дополнительного образования детей в сфере культуры в целом, в том числе в городском округе "Город Чита", включает в себя 3 основных направления:
- эстетическое воспитание, осуществляемое детскими школами искусств в учебной и воспитательной сферах;
- общее художественное образование, реализуемое через учебные планы и образовательные программы;
- профессиональное образование, детская школа искусств создает основу для ранней профессиональной подготовки и организует внутришкольную систему непрерывного профессионального образования педагогических работников.
Целью дополнительного образования детей в сфере культуры является сохранение и развитие этой уникальной системы, сложившейся в России в области культуры и искусства, повышение значимости культуры и искусства в общем образовании детей.
Учреждения дополнительного образования сферы культуры городского округа "Город Чита" имеют огромный культурный и воспитательный потенциал по решению вопросов формирования духовно-нравственных ориентиров, развитого эстетического вкуса, приобщения детей к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа через систему реализации предпрофессиональных и общеразвивающих дополнительных образовательных программ по видам искусства. В 2015 году в учреждениях дополнительного образования города Читы обучалось 5378 учащихся, в том числе 1797 учащихся на отделениях полной самоокупаемости. Данный показатель за 5 лет вырос на 27%. В настоящее время в условиях реализации предпрофессиональных образовательных программ, предъявляющих повышенные требования как к уровню и качеству преподавания, так и к материально-техническому обеспечению образовательного процесса, численность обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства без кардинального решения вопроса об открытии новых учреждений дополнительного образования детей стоит считать предельной. Важной является миссия учреждений дополнительного образования детей как части системы по выявлению и поддержке одаренных детей. Это не только возможности для самореализации детей, но и конкурсный отбор, подготовка к дальнейшему обучению по профессии.
К основным показателям результативности деятельности учащихся детских школ искусств относятся: участие в фестивалях и достижения в конкурсах, выставках, успешное освоение образовательных программ. Так, ежегодно порядка 3 тысяч детей принимают участие в городских, краевых, межрегиональных, международных, всероссийских конкурсах, выставках, фестивалях, олимпиадах и других творческих мероприятиях, из них 30 - 35% становятся лауреатами и дипломантами. По предпрофессиональным программам, которые реализуются учреждениями дополнительного образования с 2012 года, в настоящее время обучается 1334 ребенка. Если реализация общеразвивающих программ служит для максимально возможного охвата детей дополнительными образовательными услугами, то реализация предпрофессиональных программ является фундаментом системы развития кадрового потенциала учреждений культуры города Читы и Забайкальского края, инструментом определения профессионального выбора детей и подростков, чьи способности позволяют достичь высоких результатов при должном качестве обучения.
Несмотря на накопленный опыт и достигнутые успехи, развитие художественно-эстетического образования осложняется негативными тенденциями, среди которых:
- отсутствие эффективной системы обновления художественно-эстетических образовательных услуг, с учетом инноваций в современном российском образовании; устаревшая материально-техническая база учреждений дополнительного образования, основу которой составляют музыкальные инструменты;
- отсутствие эффективной внутренней системы повышения профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, старение кадрового состава, консервативность кадров, постоянный отток специалистов молодого и среднего возраста;
- отсутствие научного, методического и информационного сопровождения системы художественно-эстетического образования детей;
- недостаточное финансирование поездок коллективов для участия в конкурсных мероприятиях за пределами Забайкальского края;
- недостаточность площадей для привлечения детей в учреждения дополнительного образования, особенно в микрорайоне Северный, Сосновый бор, микрорайоне Царский.
При этом в перечне поручений Президента Российской Федерации (Пр-2821 от 05.12.2014) по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года указывается на недопустимость свертывания существующей системы организаций дополнительного образования детей (пп. 18 п. 1).
Учитывая комплексный характер необходимых преобразований, целесообразно решать поставленные задачи в рамках подпрограммы.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит создать комфортные условия для обеспечения самореализации личности детей, художественно эстетического воспитания молодого поколения, формирования духовно-нравственных ориентиров, основанных на приобщении к ценностям и традициям отечественной культуры, обеспечит устойчивое развитие системы дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства, обеспечит комфортные условия преподавания и обучения, позволит привести материально-техническую базу учреждений в соответствии с требованиями, применяемыми к реализации дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ по видам искусства.
Подпрограмма обеспечит концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях, позволит создать оптимальные условия для реализации заявленных целей и задач.