Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ "ПЛАНИРОВАНИЕ И ЗАСТРОЙКА ТЕРРИТОРИЙ САДОВОДЧЕСКИХ, ДАЧНЫХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ГРАЖДАН В ПЕРМСКОМ КРАЕ"


2.4. Основные тенденции развития садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан


Согласно Докладу "Социально-экономическое положение Пермского края", подготовленному Пермьстатом, на начало 2014 г. на территории края зарегистрированы 1485 садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, что составляет 100,3% по отношению к 2013 г.

На землях сельскохозяйственного назначения в Пермском крае проведена государственная кадастровая оценка земель и земельных участков граждан и садоводческих, огороднических некоммерческих объединений, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства из состава земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам (городским округам) Пермского края (Постановление Правительства Пермского края от 20 декабря 2013 года N 1793-п).

Схемы зонирования Пермского края, которые определили бы наиболее благоприятные территории для развития коллективного садоводства, дачного хозяйства или ведения огородничества, никогда не разрабатывались. Указанные схемы должны были послужить основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения.

В 80-90 годы XX века - период массового возникновения массивов садоводств и огородничеств, организации, при которых они создавались, поддерживали такие товарищества и объединения.

Однако с фактическим отстранением организаций у большинства из них, даже относительно благоустроенных и благополучных, возникло множество проблем, которые коллективные объединения граждан решить самостоятельно (только за счет взносов членов таких объединений) не могут. В связи с этим во многих субъектах Российской Федерации (г. Санкт-Петербург, г. Москва, Ленинградская, Московская, Ульяновская, Кировская области и многие другие регионы) приняты региональные программы, направленные на развитие транспортно-инженерной инфраструктуры некоммерческих объединений.

За 20-30-летний период функционирования садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан произошли кардинальные перемены, как в правовом положении таких объединений граждан, так и в основных целевых установках создания таких объединений. Если во второй половине XX века основной целью создания садоводческих, огороднических товариществ было производство дополнительного продовольствия, а рекреационная функция была на втором плане, то в современное время при актуальности обеих задач на первый план выходит рекреационная функция, поэтому в литературе появился термин "агрорекреационные объединения". Кроме того, из всех принятых Законом N 66-ФЗ форм объединений: садоводческие, огороднические и дачные объединения - в последнее десятилетие наибольшее количество вновь созданных объединений приходится на дачные кооперативы, товарищества - объединения собственников недвижимости.

Эти обстоятельства также влияют на предпочтения в выборе места размещения таких дачных объединений.

В настоящее время характерно осознание существующих проблем на всех уровнях государственной власти и органов местного самоуправления. Современный этап развития садоводческого движения в стране становится неуправляемым. Развал крупных сельскохозяйственных предприятий, разделение сельскохозяйственных угодий на отдельные паи, скупка паев у населения привели к тому, что значительная часть сельскохозяйственных земель оказалась в собственности у ограниченного числа крупных землевладельцев (бизнесменов, банков), которые в массовом порядке меняют вид разрешенного использования в расчете на быструю реализацию земель.

Так как кадастровая стоимость сельскохозяйственных земель на порядок ниже, чем земель других категорий: земель населенных пунктов, земель промышленности - то предпочтение отдается изменению видов разрешенного использования с "для сельскохозяйственной деятельности" на "для организации садоводческих, дачных некоммерческих объединений граждан", или же на организацию производственных "зон для размещения промышленных, складских объектов различной степени вредности".

Начался новый этап крупномасштабных преобразований, особенно в пригородных зонах крупных городов, когда границы паевых сельскохозяйственных угодий, выделенных когда-то по производственным критериям, удобству обработки полей и т.д., приобрели статус границ конкретных собственников таких массивов, и эти границы стали планировочными ограничениями для рациональной градостроительной организации территории, для ее планировки. При этом ЗК РФ не препятствует разделу таких массивов на отдельные участки, которые продаются новым собственникам, получают государственные кадастровые номера и, таким образом, узакониваются.

Региональные нормативы градостроительного проектирования некоторых регионов ввели предельные размеры таких массивов, на которые обязательно должны разрабатываться проекты планировки территорий с выделением элементов планировочной структуры и установлением красных линий.

На основе обобщения опыта других регионов в Региональных нормативах Пермского края предлагается установить минимальный размер земельного участка, для которого должен в обязательном порядке выполняться проект планировки территории, - 3 га.

Основные направления развития:

- развитие инфраструктуры существующих садоводческих, дачных, огороднических некоммерческих объединений граждан на основе государственно-частного партнерства;

- создание современных дачных поселков бюджетного класса с использованием кредитных и инвестиционных механизмов;

- законодательное регулирование, направленное на создание оптимальных условий для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства.

Коммуникации и инфраструктура:

- организация энергоснабжения, водоснабжения, газификации и газоснабжения;

- развитие дорожно-транспортного обеспечения, включая строительство подъездных дорог и организацию новых маршрутов общественного транспорта;

- повышение уровня правопорядка и противопожарной безопасности;

- содействие поэтапному подключению дачных и садоводческих объединений к современным высокотехнологичным коммуникационным системам;

- внедрение инновационных технологий строительства;

- применение ресурсосберегающих технологий.

Укрепление продовольственной безопасности:

- создание условий для полноценного отдыха детей и подростков на территории садоводческих и дачных поселков;

- обеспечение садоводов и огородников качественным посадочным материалом и современными средствами малой механизации;

- создание комфортных условий для реализации экологически чистых продуктов, выращиваемых в садоводствах;

- организация медицинского обслуживания на территориях садоводческих и дачных объединений;