ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
от 23 декабря 2016 года N 113-ЗРХ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ"
Принят
Верховным Советом
Республики Хакасия
16 декабря 2016 года
Статья 1
Внести в Закон Республики Хакасия от 11 марта 2008 года N 03-ЗРХ "Об отходах производства и потребления" ("Вестник Хакасии", 2008, N 12; 2009, N 28; 2011, N 98; 2012, N 21; 2013, N 80; 2014, N 28; 2015, N 67; 2016, N 27, N 70) следующие изменения:
1) в статье 6:
а) в пункте 2(1) части 1 слова "государственных программ Республики Хакасия" заменить словами "региональной программы";
б) пункт 10 части 2 изложить в следующей редакции:
"10) разработка и реализация региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;";
2) статью 9 признать утратившей силу;
3) статьи 10 - 13 изложить в следующей редакции:
"Статья 10. Требования к обращению с ломом и отходами цветных металлов
1. Физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденному Правительством Республики Хакасия.
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.
3. Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".
Статья 11. Требования к разработке и реализации региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами
1. Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональная программа в области обращения с отходами), должна содержать:
1) значения целевых показателей в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;
2) перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, включая экономический эффект от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий;
3) информацию об источниках финансового обеспечения мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
4) иные определенные Правительством Республики Хакасия вопросы.
2. Перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, должен содержать мероприятия, направленные на:
1) стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;
2) софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров;
3) стимулирование утилизации отходов;
4) выявление мест несанкционированного размещения отходов;
5) предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий;
6) обеспечение доступа к информации в области обращения с отходами.
3. Перечень мероприятий региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, учитывается при формировании мероприятий соответствующих государственных программ.
4. Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, подлежит согласованию в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".
5. Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, публикуется на официальном портале исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для всеобщего и бесплатного доступа.
Статья 12. Требования к территориальной схеме в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами
1. В целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным в области обращения с отходами, утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема обращения с отходами).
2. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования.
3. Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя:
1) данные о нахождении источников образования отходов на территории Республики Хакасия (с нанесением источников их образования на карту Республики Хакасия);
2) данные о количестве образующихся отходов на территории Республики Хакасия с разбивкой по видам и классам опасности отходов;
3) данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в Республике Хакасия (с разбивкой по годам);
4) данные о нахождении мест накопления отходов на территории Республики Хакасия;
5) данные о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;
6) баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории Республики Хакасия;
7) схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
4. Территориальная схема обращения с отходами подлежит согласованию в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".
5. Требования к составу и содержанию территориальной схемы обращения с отходами утверждаются в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".
6. Территориальная схема обращения с отходами публикуется на официальном портале исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для всеобщего и бесплатного доступа.
Статья 13. Требования к объектам размещения отходов
1. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".
3. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
5. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".
6. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
7. Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".
8. Требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".
9. Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.";
4) дополнить главой 4(1) следующего содержания:
"Глава 4(1). НОРМИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 14(1). Нормирование в области обращения с отходами
1. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
2. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным в области обращения с отходами.
3. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным в области обращения с отходами.
4. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный орган отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным в области обращения с отходами.
Статья 14(2). Региональный кадастр отходов
1. Региональный кадастр отходов ведется органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным в области обращения с отходами.
2. Региональный кадастр отходов включает в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.
3. Порядок ведения регионального кадастра отходов устанавливается органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным в области обращения с отходами.";
5) в статье 15:
а) часть 1 после слова "разрабатывает" дополнить словами "и реализует";
б) дополнить частью 1(1) следующего содержания:
"1(1). Государственные программы Республики Хакасия в области обращения с отходами утверждаются Правительством Республики Хакасия.";
6) дополнить главой 5(2) следующего содержания:
"Глава 5(2). РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ
Статья 15(2). Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
1. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Республики Хакасия обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
2. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
3. Обращение с твердыми коммунальными отходами, являющимися отходами от использования товаров, осуществляется с учетом особенностей, установленных в Федеральном законе "Об отходах производства и потребления".
4. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным в области обращения с отходами, в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".
5. Статус регионального оператора присваивается на срок не менее чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.
6. Содержание и порядок заключения соглашения между органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным в области обращения с отходами, и региональным оператором, условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются Правительством Республики Хакасия.