АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2016 года N 1109
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.10.2014 N 1640 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЖИЛИЩЕ"
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Администрации городского округа Химки Московской области от 24.07.2013 N 653 "Об утверждении Порядка разработки и реализации муниципальных программ городского округа Химки", на основании Устава городского округа Химки Московской области Администрация городского округа Химки Московской области (далее - Администрация) постановляет:
1. Внести изменения в постановление Администрации от 20.10.2014 N 1640 "Об утверждении муниципальной программы городского округа Химки Московской области "Жилище", изложив приложение "Муниципальная программа городского округа Химки Московской области "Жилище" на 2015-2019 годы" в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Химкинские новости", а также разместить на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Администрации В.В. Водопьянова.
Временно исполняющий полномочия
главы городского округа
Д.В. Волошин
Приложение
к постановлению Администрации
городского округа Химки
Московской области
от 31 октября 2016 года N 1109
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЖИЛИЩЕ" НА СРОК 2015-2019 ГГ.
Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Для реализации стратегических целей России на период до 2020 года необходим экономический рост определенного качества, не менее 5% в год. Для достижения данной цели большая ставка делается на использование одного из главных факторов конкурентоспособности России - качества человеческого капитала. Одной из главных задач государства на этом пути является создание комфортных, благоприятных условий для жизни граждан путем сбалансированного и эффективного развития территорий, роста обеспеченности населения квадратными метрами жилья путем наращивания объемов строительства жилья эконом-класса, развитие инфраструктуры и повышение качества жилищно-коммунальных услуг. С целью реализации вышеперечисленных задач, руководствуясь Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", в рамках реализации государственной программы Московской области "Жилище" Администрация городского округа Химки Московской области (далее соответственно - городской округ Химки, Администрация городского округа Химки) разработала настоящую муниципальную программу.
Городской округ Химки - один из наиболее динамично развивающихся районов Московской области. По многим показателям социально-экономического развития городской округ Химки находится в числе лидеров.
Располагаясь к северо-западу от Москвы на территории 10981 га, с населением более 246 тысяч человек, городской округ имеет благоприятное географическое положение и включает в себя микрорайоны Новых и Старых Химок, микрорайоны Сходня, Фирсановка, Подрезково, Клязьма-Старбеево и несколько бывших деревень, ставших сегодня равноценными микрорайонами округа.
В последние 5-6 лет в городском округе развернуто активное жилищное строительство, благодаря чему Химки является одним из лидеров жилищного строительства в Подмосковье. Строительство жилья ведется как в историческом центре города Химки, так и на свободных территориях в отдаленных районах городского округа, где, как правило, реализуются жилые проекты комплексной застройки.
Непосредственная близость городского округа Химки к Москве, хорошая транспортная доступность - наличие нескольких вариантов проезда в столицу - делают округ одной из наиболее привлекательных территорий в сфере строительства жилья. Строительство скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург, планируемая реконструкция Ленинградского шоссе являются дополнительными факторами, которые будут способствовать дальнейшему развитию данного региона, в том числе и в отношении жилищного строительства.
Успехи в реальном секторе экономики во многом обусловлены повышением инвестиционной активности организаций. Сегодня городской округ Химки по инвестиционной активности и объему вложений в экономику средств находится среди лидеров муниципальных образований Подмосковья. Приток иностранного капитала в определенной степени является критерием оценки эффективности экономической политики, проводимой Администрацией городского округа Химки.
Основной вклад в поддержание инвестиционной активности обеспечивается за счет концентрации капиталовложений в обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, транспортный комплекс, операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, а также на торговлю.
В наибольшей степени рост инвестиций наблюдается за счет увеличения объема работ и услуг, выполненных организациями собственными силами по виду деятельности "строительство", которое обусловлено увеличением инвестиционного спроса и доступностью кредитных ресурсов.
В последние годы строительная отрасль в городском округе Химки в значительной мере развивалась за счет привлечения средств банков и других кредитных организаций, являясь для них территорией, привлекательной для инвестиций.
В связи с существенным увеличением объемов кредитных средств, привлекаемых на строительство и реконструкцию объектов производственного назначения и социальной сферы, в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал рост доли собственных средств организаций составил более 10 процентов.
В экономику городского округа Химки вкладывают средства не только отечественные бизнесмены, но и иностранные. Приток иностранного капитала - это высокооплачиваемые рабочие места, новый тип производственных отношений, конкурентоспособная продукция. Среди зарубежных инвесторов - такие известные фирмы, как Компания Bosch и другие. Для привлечения инвестиционного капитала необходимы разработки инвестиционных проектов и предложений, имеющих общее областное значение, проведение презентационной работы по представлению инвестиционного потенциала городского округа Химки заинтересованным инвесторам, разработка отраслевых стратегий инвестиционного развития с целью проведения комплексного анализа различных секторов экономики городского округа Химки и формирования механизма привлечения инвестиционного капитала.
Высокая инвестиционная привлекательность городского округа позволяет решать, несмотря на кризисы, многие вопросы за счет частных инвесторов, не привлекая бюджетные средства, в том числе строительства и реконструкции объектов социальной, инженерной и дорожной инфраструктуры.
Вышеперечисленные факторы и сохраняющийся высокий спрос на квартиры в городском округе Химки оказывают существенное влияние на выбор застройщиков в пользу строительства жилья комфорт- и бизнес-класса.
Одной из главных целей написания и последующей реализации муниципальной программы городского округа Химки "Жилище" (далее - муниципальная программа) является достижение планируемых результатов в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", включающих в себя:
1. Создание для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет.
2. Увеличение количества выдаваемых ипотечных кредитов.
3. Снижение стоимости одного квадратного метра жилья путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса.
В связи с отсутствием в городском округе Химки свободных земель под строительство жилья на сегодняшний день невозможно существенно увеличить объем строительства жилья эконом-класса путем предоставления земельных участков под эти цели.
Исходя из чего данная программа предусматривает следующие пути достижения поставленных целей:
1. Корректировка инвест-контрактов, соглашений и заключение новых инвест-контрактов с застройщиками в пользу увеличения передачи доли администрации не денежными средствами, а квартирами эконом-класса с отделкой в построенных жилых домах.
2. Увеличение строительства жилья эконом-класса с отделкой в городском округе Химки в целом и особенно в микрорайоне Сходня в рамках реализуемого сейчас строительства и в рамках перспективного строительства в будущем, учитывая разрабатываемые проекты планировок.
3. Увеличение строительства жилья эконом-класса с отделкой в рамках реализуемых и будущих договоров ДРЗТ (договоров о развитии застроенных территорий).
4. Включение в экономический оборот свободного участка земли, расположенного в части микрорайона Сходня в границах: улица Первомайская - граница Солнечногорского района - территория СНТ "Сходненские садоводы", выделенного Администрацией городского округа Химки под жилищное строительство.
Это позволит:
увеличить строительство жилья эконом-класса в городском округе Химки:
- в 2015 году на 1% по сравнению с 2012 годом, что составит 3530 м2 при годовом вводе жилья 267 тыс. кв. м;
- в 2016 году на 10% по сравнению с 2012 годом, что составит 33000 м2 при годовом вводе жилья 326 тыс. кв. м;
- в 2017 году на 15% по сравнению с 2012 годом, что составит 49000 м2 при годовом вводе жилья 326 тыс. кв. м;
- в 2018 году на 20% по сравнению с 2012 годом, что составит 56000 м2 при годовом вводе жилья 279 тыс. кв. м;
- в 2019 году на 20% по сравнению с 2012 годом, что составит 53000 м2 при годовом вводе жилья 264 тыс. м;
снизить среднюю стоимость одного квадратного метра жилья в относительных единицах по сравнению с 2012 годом:
- в 2015 году на 1%;
- в 2016 году на 4%;
- в 2017 году на 7%;
- в 2018 году на 9%;
- в 2019 году на 13%;
снизить коэффициент доступности жилья в городском округе Химки:
- в 2015 году до 2,5 года;
- в 2016 году до 2,3 года;
- в 2017 году до 2,1 года;
- в 2018 году до 2,1 года;
- в 2019 году до 1,9 года;
повысить уровень обеспеченности населения жильем с 32,18 кв. м в 2014 году до 35,28 кв. м в 2019 году.
В последнее время было налажено четкое и конструктивное взаимодействие законодательной и исполнительной властей. Это дало положительный результат в решении поставленных задач социально-экономического развития и позволяет сконцентрировать усилия на решении накопившихся проблем.
В рамках законов Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" и N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" необходимо создать эффективную систему информационного и структурного взаимодействия между органами местного самоуправления городского округа Химки и Правительством Московской области, уполномоченными им центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, ведущую к снижению рисков и барьеров для ведения строительного бизнеса в городском округе Химки и улучшению делового климата. Одним из способов достижения данной цели должно послужить внедрение автоматизированных информационных систем электронного документооборота, в том числе в области градостроительной деятельности. Результатом всей указанной деятельности станет дальнейший рост объема инвестиций в строительный сектор городского округа Химки и повышение уровня сбалансированности областной экономики.
Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы, оценка преимуществ и рисков, возможные варианты решения
Приведенная выше характеристика текущего состояния, основные проблемы в жилищном строительстве, сфере создания комфортных условий проживания для жителей городского округа Химки определяют новую стратегию развития жилищной сферы городского округа Химки, основанную на следующих приоритетах:
- комплексное развитие застроенных и застраиваемых территорий и их обеспечение застройкой социальной, дорожной и инженерной инфраструктурами на основе документов территориального планирования, реформирование и улучшение качества жилищно-коммунального хозяйства;
- поддержка отдельных категорий граждан городского округа Химки, определенных законодательством, в улучшении жилищных условий за счет средств бюджетов всех уровней в пределах установленных социальных стандартов и в соответствии с объемом государственных обязательств;
- развитие нормативной правовой базы, создающей правовые, экономические, социальные и организационные предпосылки для решения жилищной проблемы в городском округе Химки.
По каждому приоритетному направлению предусмотрена реализация конкретных мероприятий в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав муниципальной программы "Жилище", при проведении которых будут сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия.
При этом к рискам реализации муниципальной программы, которыми может управлять Администрация городского округа Химки, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1) риск, связанный с недостаточно быстрым формированием структуры и механизмов, предусмотренных структурными преобразованиями, происходящими в Московской области в настоящий момент, может привести к неполному достижению планируемых результатов муниципальной программы, особенно на ее начальной стадии. Данный риск можно оценить как высокий, поскольку формирование новых механизмов в рамках муниципальной программы не только в большинстве случаев требует нормативного регулирования, но также может потребовать значительных сроков практического внедрения;
2) операционные риски, связанные с ошибками управления реализацией муниципальной программы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовности организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных муниципальной программой, что может привести к неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий муниципальной программы или задержке в их выполнении.
В рамках данной группы рисков можно выделить два основных:
1. Риск исполнителя муниципальной программы, который связан с возникновением проблем в реализации муниципальной программы в результате недостаточной квалификации и (или) недобросовестности ответственных исполнителей, что может привести к неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий муниципальной программы. Данный риск обусловлен большим количеством участников реализации мероприятий муниципальной программы, отсутствием должной координации и взаимодействия между ними в связи с переходным периодом, связанным с передачей полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований и исполнительными органами государственной власти Московской области, формирование которых осуществляется в данный момент.
2. Организационный риск, который связан с несоответствием организационной инфраструктуры реализации муниципальной программы ее задачам, задержкой формирования соответствующих организационных систем к сроку начала реализации мероприятий муниципальной программы. Большое число участников реализации муниципальной программы, а также высокая зависимость реализации мероприятий муниципальной программы от принятия необходимых организационных решений требуют высокой степени координации их деятельности и отлаженных административных процедур для снижения данного риска. Реализация данного риска может привести к задержкам в реализации муниципальной программы, срыву сроков и результатов выполнения отдельных мероприятий.
3. Риск финансового обеспечения, который связан с финансированием муниципальной программы в неполном объеме, как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности муниципальной программы, а также высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения внебюджетных источников. Однако, учитывая формируемую практику программного бюджета в части обеспечения реализации муниципальной программы за счет средств бюджетов, а также предусмотренные муниципальной программой меры по созданию условий для привлечения средств внебюджетных источников, риск сбоев в реализации муниципальной программы по причине недофинансирования можно считать умеренным.
Реализации муниципальной программы угрожают следующие риски, которые связаны с изменениями внешней среды и которыми невозможно управлять в рамках реализации программы:
1) риск ухудшения состояния экономики в целом, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, снижению инвестиций за счет привлечения средств банков и других кредитных организаций, в том числе зарубежных. Учитывая достаточно высокую зависимость экономики России от мировых цен на углеводородные ресурсы, а также опыт последнего финансово-экономического кризиса, который оказал существенное негативное влияние на динамику основных показателей жилищного строительства, ипотечного жилищного кредитования, такой риск для реализации муниципальной программы может быть качественно оценен как высокий;
2) риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе природных и техногенных катастроф и катаклизмов, что может привести к существенному ухудшению состояния жилищного фонда, а также потребовать концентрации средств федерального бюджета на преодоление последствий таких катастроф. На качественном уровне такой риск для муниципальной программы можно оценить как умеренный.
В целях минимизации указанных рисков необходимо создать эффективную систему управления муниципальной программой и привлечь к работе наиболее квалифицированных специалистов, работающих в Администрации городского округа Химки.