ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2000 года N 794
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОД
В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 1995 года N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации", Основными направлениями социально - экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, распоряжением главы администрации области от 13 октября 2000 года N 501-р "Об утверждении Плана действий администрации области по социальной и экономической политике на 2000 - 2001 годы" и среднесрочным прогнозом социально - экономического развития Белгородской области на период до 2003 года постановляю:
1. Утвердить Концепцию социально - экономического развития Белгородской области на среднесрочный период (прилагается).
2. Руководителям департаментов правительства администрации области, структурных подразделений администрации области при разработке отраслевых программ, прогнозов социально - экономического развития на краткосрочную перспективу, проектов областного бюджета на очередной финансовый год учитывать основные направления и приоритеты в развитии соответствующих отраслей, предусмотренные Концепцией социально - экономического развития Белгородской области на среднесрочный период.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на департамент экономики и финансов правительства администрации области (Боровик В.Ф.).
Информацию о выполнении постановления представить в феврале 2002 года.
Глава администрации области
Е.САВЧЕНКО
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОД
Настоящая Концепция социально - экономического развития Белгородской области на среднесрочный период (далее - Концепция развития) разработана в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 1995 года N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации". Основными направлениями социально - экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 годы и среднесрочным прогнозом социально - экономического развития Белгородской области на период до 2003 года.
Концепция социально - экономического развития области - система представлений о стратегических целях и приоритетах социально - экономической политики исполнительных органов власти области, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.
Под Концепцией развития в настоящем документе также понимается:
целостная система правил согласования действий всех заинтересованных в развитии Белгородской области сторон;
идея, способная объединить Белгородскую область для ее последующего развития.
В Концепции развития определены основные приоритеты и направления политики исполнительных органов власти, изложены задачи социально - экономических преобразований.
Целью разработки Концепции развития является создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения Белгородской области на основе реализации ее природного, географического, социально - экономического, научно - технического и интеллектуального потенциала, а также использования механизма международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей.
Достижение этой цели будет основываться на методах разработки и реализации целевых программ, в которых должны найти отражение конкретные проблемы, цели, механизмы реализации, сроки исполнения, а также корректировка уже реализуемых программ.
1. Анализ современного состояния экономики области
В экономике Белгородской области с начала 90-х годов произошли кардинальные изменения, связанные с проведением экономических реформ. В процессе формирования рыночной инфраструктуры многие государственные предприятия были приватизированы, преобразованы в акционерные общества, товарищества, кооперативы. Появились частные предприятия, развивался малый бизнес. В результате, на конец 1999 года доля предприятий и организаций негосударственных форм собственности составила 60%, в том числе в промышленности - 86,2%, строительстве - 88,9%, сельском хозяйстве - 92.1%, торговле и общественном питании - 88,4%, на транспорте - 71,7 процента.
Структурные преобразования в экономике в этот период осуществлялись в условиях низкой инвестиционной активности, либерализации цен, полного разрыва хозяйственных связей. Все это породило проблемы со сбытом продукции, недостаток оборотных средств и другие, что привело к ряду негативных последствий: падению производства, финансовой неустойчивости предприятий, снижению жизненного уровня основной части населения, дестабилизации на рынке труда.
Анализ базисных индексов физического объема промышленного производства в отраслевом разрезе показывает, что в целом в промышленности величина спада на конец 1999 года составила 16,6%, причем своего максимума она достигла в 1996 году, когда производство сократилось на 37,3% по сравнению с 1990 годом. За 1991 - 1999 годы индекс физического объема промышленного производства в машиностроении и металлообработке составил 35.5%, легкой промышленности - 25,3%, химической и нефтехимической - 57,3%, промышленности строительных материалов - 49 процентов. Начиная с 1997 года общий спад промышленного производства прекратился, индекс физического объема выпуска промышленной продукции к уровню 1996 года составил 105,9%, 1998 года к 1997 году - 104,9%, 1999 года к 1998 году - 119,7 процента.
Анализ отраслевой структуры промышленного производства показывает, что доли отраслей изменялись неравномерно как в динамике, так и по видам отраслей. Например, доля черной металлургии в промышленном производстве области в 1990 году составляла 20%, в 1995 году - уже 47, в последующие годы она несколько сократилась, но к концу 1999 года вновь достигла 47 процентов. Эта отрасль является ведущей в промышленности области. Доля такой отрасли как машиностроение и металлообработка в структуре производства в основном сокращалась с 21,7% в 1990 году до 9,5% в 1999 году. Что касается доли пищевой промышленности в общем выпуске продукции, то она уменьшилась с 1990 по 1996 год на 13,2%, однако в последующие годы она возросла и составила в 1999 году 21,4 процента. Доля промышленности строительных материалов снизилась к концу 1999 года до 6,8% против 8,9% в 1990 году.
Ограниченность инвестиционных ресурсов в период преобразований обусловила процесс свертывания строительства во всех отраслях экономики. Объем инвестиций за 1991 - 1999 годы сократился (в сопоставимых ценах) на 70,6 процента. Однако строительный комплекс удалось, в основном, сохранить, вовремя переориентировав его с производственного на непроизводственное строительство. Продолжалось строительство и расширение мощностей на ранее построенных предприятиях. Приоритетным направлением социального развития остается жилищное строительство, за отчетный период построены жилые дома общей площадью 6,1 млн. кв. метров, в том числе индивидуальными застройщиками - 2,2 млн. кв. метров. В области выполнена программа газификации.
Аграрная реформа была направлена на создание экономических условий для эффективного функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности и стабилизацию производства. Удалось осуществить земельные преобразования, изменить формы собственности на селе. Наряду с сельскохозяйственными предприятиями заметно возросла доля хозяйств населения и фермерских хозяйств в производстве сельскохозяйственной продукции. В то же время в агропромышленном комплексе, на долю которого приходится четверть основных фондов, около 40% валового общественного продукта и более 70% товаров, потребляемых населением, сложилась критическая ситуация. За годы реформ по сравнению с 1990 годом спад валовой продукции сельского хозяйства составил 46,6%, производство молока и мяса сократилось в 2 раза, сахарной свеклы в 2,8 раза, поголовье крупного рогатого скота и свиней уменьшилось в 2 раза. За 9 лет из сельскохозяйственного оборота выведено 250,2 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе более 92 тыс. га пашни. Посевы зерновых уменьшились на 20%, сахарной свеклы - в 1,6 раза. Сократилось и производство продукции предприятий перерабатывающей промышленности: мяса, включая субпродукты 1 категории, в 5 раз, масла животного, сыров жирных, сахара - песка из сахарной свеклы - в 2 раза, крупы - в 5 раз. Такой значительный спад сельскохозяйственного производства по сравнению с дореформенным периодом из-за тяжелых финансовых условий быстрому восстановлению не поддается. Но развитие агропромышленного комплекса постоянно было в центре внимания исполнительной власти области. И лишь в 1999 году удалось приостановить темпы падения сельскохозяйственного производства, а по производству основных продуктов животноводства добиться роста против уровня 1998 года.
С развитием свободной торговли и частного предпринимательства расширяется торговый сектор экономики. В области сформировалось два основных канала реализации потребительских товаров - торгующие организации и рынки. Однако из-за низкой покупательской способности населения снижаются в физической массе оборот розничной торговли и объемы реализации платных услуг населению, которые в 1999 году сокращены против 1990 года соответственно на 24,1 и 65,8 процента.
Начиная с 1991 года, в области наблюдается естественная убыль населения. Общий показатель рождаемости снизился с 12,9 в 1990 году до 7,6 новорожденных на каждую 1000 жителей в 1999 году, а смертности - вырос, соответственно, с 12,8 до 15,1 человека. В результате единственным источником увеличения численности населения являются миграционные потоки.
С начала проведения экономических преобразований номинальная заработная плата постоянно повышалась, однако реальная заработная плата (с учетом индекса цен) за этот период уменьшилась на 48,4 процента. Сохраняется высокая степень дифференциации населения по уровню доходов. Численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума, в 1999 году составила 26,9% ко всему населению области. Величина прожиточного минимума в 1999 году достигла 651,7 рубля, против 187,3 рубля в 1995 году.
Анализ развития экономики области в 1999 году свидетельствует о качественном изменении хозяйственной ситуации. Промышленный подъем сопровождается улучшением финансового состояния предприятий. Возросла прибыль, сократилось количество убыточных производств, повысилась доля денежных расчетов. Промышленность сегодня представлена 12 отраслями, из них ведущими являются черная металлургия и пищевая промышленность, которые занимают 68,1% всего объема производимой промышленной продукции области. На долю Белгородской области приходится 34,9% общероссийского производства железной руды товарной, 14,8% - листов асбестоцементных, 10,2% - цемента, 9,7% - плитки керамической облицовочной, 15,5% - машин стиральных, 18% - консервов молочных, 3.6% - масла животного, 9% - масла растительного, 15% - сахара - песка. Предприятиями области в 1999 году в действующих ценах произведено промышленной продукции на 30,2 млрд. рублей. Уровень производства продукции 1998 года превысили предприятия практически всех отраслей промышленности (кроме машиностроения и металлообработки, мукомольно - крупяной и комбикормовой). В целом по области индекс физического объема составил 119,7 процента.
В области наметился рост инвестиций в реальный сектор экономики и социальную сферу. В 1999 году объем инвестиций за счет всех источников финансирования составил 7,2 млрд. рублей. Заметно возрастает доля производственного строительства, которая в 1999 году достигла 63,4% против 62% в 1998 году. И, если в целом инвестиции в основной капитал возросли по области по сравнению с 1998 годом на 3,4%, то на строительстве производственных объектов - на 3,6 процента. Основная их часть направляется на развитие отраслей электроэнергетики, черной металлургии, пищевой промышленности, сельского хозяйства. Большая часть инвестиций (50,5%) осуществлялась за счет средств предприятий. На долю бюджетных источников финансирования приходилось 13,7%, против 11,1% в 1998 году, в том числе на долю федерального бюджета - 2,6 процента. По договорам строительного подряда предприятиями и организациями всех форм собственности выполнен объем работ на сумму 3,3 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах почти на 30% больше уровня 1998 года. На жилищное строительство в 1999 году использовано более 2 млрд. рублей, или 28% от общих инвестиций в основной капитал.
В 1999 году наметились положительные изменения в животноводческой отрасли. Отмечен рост поголовья скота и птицы, производства основных продуктов животноводства. Во всех категориях хозяйств произведено 622,8 тыс. тонн молока (103% к уровню 1998 года) и 544,5 млн. штук яиц (104%).
По душевому объему производства всех основных продуктов животноводства область по-прежнему удерживает лидирующие позиции в Центрально - Черноземном экономическом районе и передовые в России. Опережение среднероссийского уровня по производству мяса на душу населения составило 2 раза (2 место), валовому надою молока - 88,2% (4 место), производству яиц - 58,1% (5 место), а среди регионов Центрально - Черноземного экономического района по этим показателям область занимает первые места.
Населению области оказано платных услуг на 9,6% больше, чем в 1998 году. Увеличились поступления доходов в бюджет. Снизилась задолженность по выплате заработной платы, полностью погашена задолженность по выплатам пенсий. Сокращается уровень безработицы.
Однако наметившаяся стабилизация пока еще не стала достаточно устойчивой.
2. Основные проблемы социально-экономического развития
Основные проблемы, с которыми столкнулась экономика области в переходный период:
падение производства на большинстве крупных предприятий;
разрушение хозяйственных связей;
изношенность основных фондов в большинстве отраслей экономики;
низкий уровень бюджетной обеспеченности;
низкий уровень внешних инвестиций;
низкий уровень внутренних инвестиций;
изношенность жилищного фонда и нехватка жилья;
изношенность инженерной инфраструктуры области;
низкий платежеспособный спрос населения области;
низкое качество обслуживания в социальной сфере;
значительная доля бедного населения области.
На отдельных предприятиях промышленности продолжается спад производства, практически не направляются средства на модернизацию и освоение новых производств, сохраняется низкий коэффициент использования производственных мощностей. Не снята проблема неплатежей, растет взаимная задолженность предприятий и организаций. Острый дефицит финансовых ресурсов не обеспечивает нужд даже простого воспроизводства. В результате физического износа основных фондов увеличился коэффициент их выбытия, нарастает аварийность.
К проблемным вопросам в сельском хозяйстве относятся:
снижение влияния на деятельность предприятий агропромышленного комплекса, отсутствие комплексной системы их поддержки со стороны государства;
тяжелое финансовое положение сельскохозяйственных предприятий, обусловленное острым недостатком оборотных средств, особенно собственных, большой кредиторской задолженностью, низкой платежеспособностью;
снижение кредитных ресурсов и их удорожание;
огромный диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и потребляемые им промышленные и энергетические ресурсы;
отсутствие регулируемых рынков сбыта собственной сельскохозяйственной продукции;
недостаточное развитие рыночной инфраструктуры;
слабая защита отечественного рынка от ввоза импортной сельскохозяйственной продукции;
медленная адаптация предприятий агропромышленного комплекса к рыночным условиям, недостаток высококвалифицированных руководящих кадров и современных технологий управления;
критическое положение в аграрной науке, семеноводстве и племенном животноводстве из-за отсутствия государственной поддержки.
В торговом обслуживании наблюдается недостаток финансовых ресурсов, неприемлемая система кредитования, отсутствие согласованности в работе торговых и транспортных предприятий, нехватка складских площадей и так далее.
Недостаточно выделяется средств на здравоохранение, образование, культуру и другие социальные отрасли. Не удалось добиться повышения жизненного уровня населения. Продолжается рост цен и тарифов. Высок уровень преступности.
В сложившейся ситуации администрация области принимает меры по устранению негативных явлений, закреплению положительных тенденций и дальнейшему продвижению вперед. Однако создание эффективных рыночных инструментов способствует разработке среднесрочной программы, определяющей основные направления для перехода к устойчивому развитию экономики области.
3. Цели, приоритеты и задачи развития экономики на среднесрочную перспективу
Главной целью администрация области является не просто поддержка основных систем жизнеобеспечения населения, а создание условий для постепенного перехода экономики области к стратегии управляемого развития и обеспечения ее устойчивого роста. В качестве приоритетов социально - экономического развития устанавливаются:
развитие тех предприятий и перспективных доходных отраслей, которые способны дать быструю отдачу, стабилизировать финансово - хозяйственную деятельность, загрузить производственные мощности, создать новые рабочие места;
целевая поддержка предприятий, способных стимулировать развитие других предприятий области;