Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ


 Содержание проблемы


На протяжении ряда лет органы и учреждения управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области (УИН) вынуждены строить свою деятельность в условиях систематического недофинансирования из федерального бюджета на неотложные потребности уголовно - исполнительной системы (УИС).

Хронический дефицит средств на финансирование расходов, связанных с содержанием осужденных и персонала УИС, поддержанием на необходимом уровне оснащенности подразделений, объектов системы вооружением, инженерно-техническими средствами охраны, средствами связи, автотранспортом, не дает возможности обеспечить в полном объеме выполнение задач, возложенных на органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы в соответствии с действующим законодательством.

Принимая во внимание реальное состояние федерального бюджета, ожидать в ближайшее время коренного улучшения положения дел с финансовым и материально - техническим обеспечением деятельности УИС вряд ли возможно Поэтому в настоящее время промышленность исправительных учреждений области остро нуждается на региональном уровне в содействии в трудовой занятости осужденных, становлении промышленного производства учреждений и стабилизации их финансового состояния.

Одним из путей решения проблемы получения дополнительных средств и ослабления нагрузки на бюджеты всех уровней является обеспечение полной трудовой занятости осужденных и на этой основе увеличение доходов от трудового использования осужденных, организация производства основных продуктов питания, вещевого имущества, повышение эффективности производственно - хозяйственной деятельности.

Это позволит:

- улучшить финансовое состояние УИС в целом и использовать ее производственный потенциал для решения задач социально - экономического развития области;

- сократить расходы на содержание осужденных со стороны бюджетов всех уровней;

- обеспечить обязательные налоговые поступления от предприятий УИС;

- удешевить продукты питания и вещевое имущество;

- создать необходимые санитарно - гигиенические условия отбывания наказания осужденными;

- обеспечить адаптацию на рынке труда области лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Однако в настоящее время промышленность УИС, чья эффективная работа могла бы дать дополнительные средства для финансирования неотложных нужд системы, находится в крайне тяжелом положении.

Существующая нормативно - правовая база, регулирующая хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики, не учитывает в полной мере особенности производства в УИС, связанные с необходимостью обеспечения трудовой занятости всех трудоспособных осужденных вне зависимости от экономической ситуации, складывающейся в отдельно взятом регионе, отрасли или на предприятии системы.

Переход к рыночным отношениям в экономике существенно осложнил реализацию требований уголовно - исполнительного законодательства по обязательному привлечению осужденных к общественно полезному труду, потребовал изменения существующих структуры и форм трудового использования осужденных. Резко уменьшилось число предприятий, работающих с предприятиями УИС по кооперации или использующих труд осужденных на контрагентских объектах. Без работы в местах лишения свободы по Белгородской области осталось более 700 человек.

Предприятия учреждений УИС имеют устаревшие основные фонды, физический износ которых достигает 95 процентов. В условиях недофинансирования из федерального бюджета на содержание УИС области отвлечено из промышленного сектора 13,9 млн. рублей собственных оборотных средств, что приводит к периодическим срывам производственного цикла, вынужденным простоям оборудования из-за отсутствия сырья и материалов. В сложившейся ситуации предприятия системы не имеют возможности провести переоснащение и модернизацию существующих производственных мощностей, освоить выпуск новых конкурентоспособных видов продукции.

В целях комплексного подхода к решению проблем уголовно - исполнительной системы Министерство юстиции Российской Федерации внесло в Правительство Российской Федерации предложение о необходимости разработки федеральной программы реструктуризации и реформирования промышленного сектора уголовно - исполнительной системы со сроками ее реализации в 2001 - 2005 годах.

Ряд направлений Программы предусматривает реализацию мероприятий, выполнение которых не представилось возможным в течение 1998 - 2000 годов в связи с недостаточным финансированием областной целевой программы "Содействие трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы на 1998 - 2000 годы".

В то же время, как показала практика работы, принятие главой администрации области постановления от 15.09.1997. N 427 "Об утверждении областной программы расширения сферы трудового использования осужденных и стабилизации финансового состояния в учреждениях уголовно - исполнительной системы Белгородской области" и его последующая реализация позволило преломить негативные тенденции в производственно - хозяйственной деятельности УИС, обеспечить безубыточную работу большинства предприятий УИН, сократить на 45,2 процента число нетрудоустроенных осужденных. Предприятиями УИС области только за 2000 год освоен выпуск 44 новых изделий с трудоиспользованием на этом производстве 417 человек.